Сущность лекции и требования к ней

Лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя. Это довольно типичный вид учебных занятий в университетах и других высших учебных заведениях. Иногда лекция бывает только монологом и, в принципе, может быть записана на видеопленку. Однако использование такого подхода на аудиторном занятии было бы ошибкой.

Большим преимуществом лектора по сравнению с видеозаписью является возможность получить обратную связь от студентов, которая позволяет сделать занятие более эффективным. Степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.

Общая характеристика

Лекция – представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является одной из основных системообразующих форм организации учебного процесса в вузе.

Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

  1. Обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;
  2. Учить умению аргументировано излагать научный материал;
  3. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
  4. Отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;
  5. Оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.

Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала.

В его состав входят:

  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом.

Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.

Заключение – подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

Содержание лекций должно:

  • обеспечивать постановку цели и задач курса и строиться с учетом его методологических основ; иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
  • включать характеристики основных понятий по изучаемой дисциплине;
  • учитывать основные направления в развитии представляемой научной дисциплины в решении актуальных проблем;
  • отражать системные законы и закономерности, принципы, лежащие в основе изучаемого предмета, актуальные вопросы данного курса;
  • строиться с позиций научного анализа конкретных сведений, фактов и явлений, иллюстрирующих основные теоретические положения в их взаимосвязи.
  • учитывать нравственную сторону излагаемого материала;
  • иметь в наличие достаточное количество ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
  • иметь методическую обработку: выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках.

Критерии оценки качества лекции:

  • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
  • научность, соответствие современному уровню развития науки; точность используемой научной терминологии;
  • информативность;
  • раскрытие основных понятий темы;
  • сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
  • реализация внутри предметных и междисциплинарных связей;
  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью.

Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета;
  • убежденность;
  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
  • культура речи;
  • речевые данные, дикция;
  • внешний вид;
  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует).

Кроме этого, к критериям оценки качества лекции можно отнести отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.) и отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)