Таксономия учебных задач при изучении психологии

Таксономия (от др.-греч. — строй, порядок и — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации. Термины «таксономия» и «систематика« нередко используют как синонимы, но в строгом смысле таксономия является лишь частью систематики.

Учебные задачи представляют собой конкретизацию целей обучения, необходимую для подбора соответствующих методов и приемов. С их помощью определяется, чему именно должны научиться учащиеся, операционализируется усваиваемое содержание.

Интересный и конструктивный подход к классификации учебных задач был предложен Д. А. Толлингеровой (1981); применительно к обучению психологии этот подход был пересмотрен В. Я. Ляудис (1989).

Учебные задачи делятся на шесть классификационных групп согласно когнитивным характеристикам:

  • первую группу составляют задачи, требующие воспроизведения знаний;
  • вторую — задачи, требующие простых мыслительных действий (описание и систематизация фактов);
  • третью — задачи на сложные мыслительные операции (аргументация, объяснение);
  • четвертую — задачи, предполагающие порождение определенных речевых высказываний для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст);
  • пятую — задачи на продуктивное мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены подгруппы задач;
  • шестую — рефлексивные задачи.

Таксация позволяет преподавателю не только более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности обучаемых и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного проектирования и прогнозирования хода обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды и подвиды проецируемой познавательной деятельности.

Рассмотренная таксономия может быть продуктивно использована для типологии учебных задач по психологии, а также для дальнейшего расширения подгрупп задач в каждом классе и по усмотрению психологов – для выделения новых классов задач.

На современном этапе развития науки психология преподается практически во всех Вузах, колледжах, гимназиях, педучилищах, а также в системе подготовки и переподготовки кадров, на факультетах повышения квалификации, в системе последипломного образования.

Формы организации предполагают согласованную деятельность преподавателя и учащихся, осуществляемую в определенном порядке и режиме.

Наибольшее распространение получила и у нас, и за рубежом классно-урочная система обучения. Она возникла в 17-м веке и развивается более трех столетий. Теоретические основы ее разработал Я.А. Коменский. Главным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.

Урок – это элемент учебного процесса с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Целостная система форм организации учебного процесса в высшей школе в соответствии со стадиями формирования компетенции включает в себя лекционные, семинарские, практические занятия, самостоятельную работу учащихся (студентов) коллоквиумы, этапы оперативного (промежуточного) и итогового контроля.

Интересно
В качестве основной классификации видов психологического занятия могут использоваться: многообразие психологических направлений, различающихся по мировоззренческим и методологическим позициям их приверженцев, многообразие источников получения данных о психической реальности, многообразие методов психологического исследования.

Соответственно, характеристика видов принадлежности отдельного элемента системы психологического знания должна включать в себя указания на то, из какого источника получены данные, каковы процедуры их получения и каким образом они были интерпретированы.

Как отмечает В.Н. Карандашев, принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции.

В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)