Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения

Обучение — это процесс совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

Обучение — процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а, значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию.

Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом. Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т. е. подготовки человека к жизни в обществе.

Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:

  • двусторонний характер процесса (преподавание — учение);
  • совместная деятельность учителя и ученика;
  • руководящая роль учителя;
  • специальная планомерная организация всего процесса;
  • соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
  • воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Движущие силы процесса обучения основаны на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т. е. протекание учебного процесса, достигается за счёт постоянного разрешения возникающих противоречий.

Противоречия процесса обучения проявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия.

Противоречие становится движущей силой обучения, если:

  • оно осознаётся учеником как требующее разрешения;
  • разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития;
  • данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса.

Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий.

Структура учебного процесса — это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И. Ф. Харламов):

  • целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);
  • мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);
  • содержательного (содержание образования);
  • деятельностно-операционного (образовательные технологии);
  • эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);
  • контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);
  • оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).

В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)