Существо проблемы антропосоциогенеза

Нельзя понять процесс возникновения социального мира, не преодолев ряда иллюзий и трудностей.

К числу иллюзий в первую очередь относится явная или тайная надежда объяснить «начало» социальной жизнедеятельности непосредственно из особенностей, присущих высшим антропоидным обезьянам, не обращаясь при этом к предшествующей биологической и психофизиологической эволюции животного мира. Эта иллюзия, к сожалению, весьма распространена.

Другая иллюзия относится к способу решения проблемы — попытке распутать клубок тайн происхождения человека через «анализ», «вытягивание» отдельных «нитей». Этот подход не имеет перспектив в силу того, что «нити» эти в клубке общественных отношений перевязаны бесконечным множеством «узлов», да еще и каждый из «узлов» завязан по-особенному

Авторы предисловия к книге Б. Ф. Поршнева «О начале человеческой истории» (философ X. Н. Момджян, историк С. А. Токарев, психолог Л. И. Анцыферова) указывают, что «создание орудий, речь и социальность, как три необходимых и достаточных основания целесообразного труда, взаимно предполагают друг друга и поэтому могут возникнуть только вместе. …Но основной трудностью в проблеме “начала” является теоретическое обоснование самого превращения биологического в социальное».

Каждое новое антропологическое или археологическое открытие, разъясняя одни загадки, порождает десятки новых в проблеме происхождения социального. Можно ли вообще тогда в принципе археологически решить проблему начала человеческой орудийной деятельности? Если наука уже двести лет знает, что человек произошел от обезьяны (все другие версии мы исключаем как необоснованные и фантастические), то она до сих пор не знает о том, как это конкретно совершалось. Поэтому пока механизм перехода от обезьяны к человеку приходится определить как «черный ящик»: нам гораздо яснее, что туда вошло и что оттуда вышло, нежели то, что там произошло (Б. Ф. Поршнев).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)