Понятие метода теоретической реконструкции

То есть, по В. Плотникову, генетическая методология имеет ту же структуру, что и следствие по крайне запутанному делу. Сначала накапливается максимум «позитивных» сведений о феномене. По мере их методичной проверки одна часть сведений достоверно подтверждается и становится фактами, другая исключается как неподтвержденная, а третья, которую «верифицировать» не удается, остается сведениями.

При этом оказывается, что многие бесспорные факты противоречат друг другу. Затем начинается поиск связи между фактами для ответа на вопрос: как возможно явление в единстве всех его противоречивых фактов? Ответ на данный вопрос дает часто та связь, от которой этого никак не ожидали и поэтому во внимание ее не принимали, поскольку объективно в основе сознания находятся стереотипы.

Однако «кто предупрежден, тот вооружен». Зная, что наше сознание стереотипно, мы можем осуществить над ним рефлексию: творчески скомбинировать факты, не укладывающиеся в стереотип, и исследовать образовавшиеся отношения.

Чем больше известно фактов, тем больше возможное число комбинаций их отношений. Возникает противоречивая ситуация: небольшое число фактов сокращает число возможных комбинаций, чем значительно упрощает задачу их исследования, — но при этом возрастает риск упущения ключевого факта, без которого задача не имеет решения. Наоборот, возрастание количества накопленных фактов снижает риск упущения ключевого факта — но на порядок возросшее число возможных комбинаций очень сильно усложняет их анализ.

Компромисс находится в определении «предельного минимума предпосылок» (В. И. Плотников), когда из всего количества научных фактов для исследования их отношений выбирается их некоторый минимум на основе их статистической представленности в аналогичных или близких по сущности явлениях: чем чаще там представлен факт, тем больший «вес» он имеет при отборе.

Сначала исследуются отношения двух наиболее гипотетически значительных фактов. Если решение не найдено и ответ не получен, к ним добавляется третий по значимости факт, в результате чего число связей вырастает втрое и все они должны быть тщательно проверены. Если ответ снова не получен, в комбинацию вводится четвертый по значимости факт… И так далее, до нахождения решения или до исчерпания исследовательских ресурсов (времени, денег, терпения, актуальности…).

Общественное и биологическое — как алмаз и графит: один и тот же углерод, а свойства и цена различаются на несколько порядков за счет того, что графит имеет основные межатомные связи в двух измерениях, а алмаз — в трех. Чтобы графит стал алмазом, нужен «кризис его бытия»: экстремальное изменение условий температуры и давления, многократное и одновременное — но не бесконечное — их повышение относительно атмосферных.

Но только по достижении определенного соотношения температуры и давления из старых связей возникают новые. Однако, чтобы понять, при каких параметрах каких именно условий происходит становление графита алмазом, нужно было параллельно изучить множество этих параметров.

Общественная же связь как минимум пятимерна; образующие ее компоненты («необходимый минимум предпосылок», ее создавших) у гоминид следующие:

  • навыки индивидуальных манипуляций орудиями;
  • аффект;
  • звучание на выдохе;
  • ообщественное бытие;
  • кризис биологического бытия.

Поэтому раскрыть и понять («выразить в понятиях») эту связь В. И. Плотникову было намного сложнее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)