Структура проблемы определения понятия системы

Такие коллизии «в общем плане» еще 200 лет назад прокомментированы не теряющим своей актуальности знаменитым едким замечанием Г. В. Ф. Гегеля по поводу резонерства, когда «один оттуда, другой отсюда приводит какой-либо случай или пример, показывающий, что под таким-то выражением нужно понимать еще нечто большее и иное…

При этом от резонерства зависит, до какой границы и в каком объеме те или иные определения должны быть включены или исключены; само же резонерство имеет перед собой на выбор самые многообразные и самые различные воззрения, застывшее определение которых может в конце концов давать только произвол. При этом способе начинать науку с ее дефиниции нет и речи о потребности показать необходимость ее предмета и, следовательно, также ее самой» .

То есть проблема определения понятия «система» заключается в определении непосредственно более общего для нее качественного («что она есть как особое качество?»), а не количественного (типа «набор вещей, частей») или процессуального (типа «взаимодействие элементов») понятия, а также определения системного-несистемного статуса-содержания и координационно-субординационных отношений всех этих «частей», «элементов», «фрагментов», «компонентов», «связей», «взаимодействий» и прочих «комплектующих-составляющих».

А действительная проблемность «определения такого определения» состоит в том, что реально системность действительно является исследователю в трех (как минимум) качественно различных «ипостасях»:

  • «вещной» («набор вещей, частей»);
  • «действенно-процессуальной» («совокупность определенных способов осуществления деятельности»);
  • «идейно-теоретической» («набор идей, теорий»).

То есть логическое определение понятия системы требует выявления общего для него понятия, имеющего одновременно «вещное» («набор вещей»), «идейное» («набор идей, теорий») и деятельностное (набор «способов осуществления деятельности») содержание, — то есть понятия спекулятивного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)