Суицидальные мотивации

Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительные причины, «запускающие» суицид, – это внутренние мотивы.

Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными, обрушивающимися на личность событиями являются потеря близкого человека, развод или разлука.

Потеря работы или здоровья, угроза уголовного наказания или разоблачения также способствуют возникновению суицидального поведения. Иногда подобные реакции следуют за крупными успехами – продвижением по службе, резко возросшей ответственностью, достижением заветной цели и т.п.

В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест, месть, призыв о помощи, стремление избежать страдания, самонаказание, отказ от существования.

Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал дистресса: «Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи». Подросток также может пытаться манипулировать другими, например: девочка принимает большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней.

Другой вариант – стремление наказать других, возможно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией, действие ЛСД и других наркотиков – все это примеры мотивирующих факторов.

Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные свехценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер.

А.Г. Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением:

  • эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);
  • пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего);
  • отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);
  • демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);
  • оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);
  • дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).

Нередко подчеркивается тесная связь между суицидом и любовным влечением. Смерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека – возможность воссоединиться с любимым после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный контроль над собой, снять невыносимое напряжение.

Э. Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил следующие основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Психоаналитическая традиция дает возможность приблизиться к пониманию глубинных механизмов суицидального поведения – его бессознательных мотивов. Давно замечено, что декларируемые мотивы поведения часто не соответствуют его истинным причинам.

Проводимые в соответствии с психоаналитической традицией исследования позволяют разграничить сознательные и бессознательные детерминанты суицидальности. Первоначально в психоанализе была принята гипотеза К. Абрахама и З. Фрейда, объясняющая суицидальное поведение как результат обращения агрессии против собственной личности вследствие утраты объекта.

В работе «Печаль и меланхолия» З. Фрейд раскрывает динамику самоубийства через агрессию к той части Я, которая интроецировала (заместила) травмирующий (потерянный) объект. Таким образом Я расправляется с «плохими» внутренними объектами. Данная теория содержала одно важное новшество – признание ведущей роли близкого человека в динамике суицидального поведения.


Так, на утрату объекта (потеря, разочарование, разрыв) человек, предрасположенный к депрессии, вначале реагирует ненавистью. Но в силу чрезвычайной значимости объекта он вынужден защищаться от аффекта. Защита осуществляется через регрессию к оральным переживаниям с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь объект спасен благодаря идентификации с личностью субъекта.

Интересно
Объект стал частью своей личности. Ненависть, первоначально направленная на утраченный объект, обращается теперь против собственной персоны. Развивается тяжелое депрессивное состояние (меланхолия, по Фрейду), следствием которого и становится суицид.

В более поздних работах З. Фрейда (с 1920 по 1923 г.) самоубийство рассматривается как проявление врожденного влечения к смерти. Суицидальное поведение имеет место в том случае, если саморазрушительные импульсы значительно преобладают над импульсами к самосохранению.

В пользу взгляда на самоубийство как на преобразованное убийство говорят такие факты, как снижение самоубийств во время войн, снижение их уровня в странах с высоким уровнем убийств (например, в Латинской Америке).

Развивая эти идеи, К. Меннингер (1938) указывал, что в каждом суицидальном действии можно обнаружить три тенденции:

  • желание убить (реализация направленной вовне агрессии);
  • желание быть убитым (следствие упреков совести в связи с первым желанием);
  • желание умереть – быть мертвым (производное влечения к смерти в чистом виде).

При этом «желание быть мертвым» предполагает не реальные последствия смерти, а бессознательные фантазии о защищенности, спокойствии, мире. Три тенденции проявляются в мотивах мести, аутоагрессии, ухода, «временной смерти», самонаказания, символического исполнения сексуальных желаний и т.п.

Поскольку кроме влечения к смерти есть еще влечение к жизни (состоящее из сексуального влечения и влечения к самосохранению), то суицидальное действие наряду с деструктивными мотивами содержит также и конструктивные.

Таковыми могут быть: призыв о помощи, поиск контакта, бегство от опасности, желание паузы или ухода. Таким образом, в каждом суицидальном действии одновременно проявляются противоположные намерения: агрессия – аутоагрессия, призыв – бегство.

Е. Рингель пришел к важнейшему выводу, что всякому суицидальному действию предшествует синдром, состоящий из трех компонентов:

  • инверсия агрессии (обращение на себя);
  • суицидальные фантазии;
  • сужение.

Сужение, вызванное обидами, разочарованиями и неудачами, означает регрессивную тенденцию развития (частичный возврат на предыдущие стадии). В результате ограничиваются внутренние и внешние возможности развития, редуцируются межличностные отношения, искажается объективное восприятие. Автор считает, что в основе регрессии лежит тяжелая невротизация в детстве с переживанием «незащищенности».

Убийство интернализированного объекта или агрессия, обращенная на себя, являются не единственными вариантами суицидальной динамики. Г. Хендин предпринял попытку исследования различий в мотивации суицидов жителей трех европейских стран.

Он заметил, что близко расположенные страны со схожим уровнем жизни – Дания, Швеция и Норвегия – существенно отличаются друг от друга по уровню самоубийств (на 100 тыс. населения соответственно – 22; 22; 7). Он объяснил это различиями в культуре. Датчане – пассивные, чувствительные к разлуке, склонны подавлять агрессию и вызывать чувство вины у других.

Шведы более ориентированы на достижения, независимость и строгий контроль своей агрессии, относительно рано отделяют детей от матери. Норвежцы также поощряют независимость, но свободнее проявляют эмоции, меньше ориентированы на успех и самонаказание при неудаче.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств – Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств – в Испании, Италии, Израиле, в странах Латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей.

В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ – 21 или Франции – 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва – 45,8; Россия – 41,8; Эстония – 40,9; Латвия – 40,6; Венгрия – 35,3.


Различия в национальном характере сочетаются с различиями в мотивации суицидов. Для датчан характерен суицид, связанный с зависимостью и утратой; для шведов – мотив фрустрации успехов, для норвежцев – чувство вины из-за агрессивного (антисоциального) поведения.

В связи с этим Хендин рассматривает чувство всемогущества и грандиозность притязаний как важные факторы суицидальной динамики. Например, нарциссическое чувство всемогущества может подталкивать к самоубийству, чтобы с его помощью лучше контролировать ситуацию, воздействовать на нее.

Другим признаком депрессии и суицидального поведения является нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой нарциссической уязвимости может быть:

  • ранняя разлука с матерью в возрасте от шести месяцев и сопровождающая ее депрессия (Р. Шпиц);
  • отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в возрасте 16–24 мес. (М. Маллер).

Это, в свою очередь, приводит к амбивалентности (двойственности), агрессивному принуждению родителей, депрессивному аффекту. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку.

Следовательно, еще одним бессознательным механизмом формирования суицидального поведения может быть чрезмерная нарциссическая потребность. Известно, что нарциссизм связан с чувством грандиозности и необходимостью получать подтверждение своей ценности извне. Другой стороной нарциссической динамики являются переживания стыда, зависти, пустоты и неполноценности.

Объективно неблагоприятные ситуации, связанные с неуспехом, конфликтом, стрессом, могут усилить данные аффекты до уровня их невыносимости и появления суицидальных намерений.

Согласно теории нарциссизма, суицидальное поведение является компенсацией нарциссического кризиса за счет регрессии к гармоничному первоначальному состоянию. Эта модель также успешно может использоваться для объяснения других форм девиантного поведения (зависимостей, ухода из дома, бродяжничества).

Таким образом, психоаналитические концепции способствуют пониманию глубинной мотивации суицидального поведения, которая уходит своими корнями в ранние отношения личности с близкими людьми. Значение семьи на последующее поведение личности трудно переоценить.

С другой стороны, суицидальное поведение личности является тяжелым испытанием для окружающих. Можно говорить о феномене, схожем с созависимостью. Суицид изменяет жизнь всей семьи, делает ее своим заложником.

Часть эмоциональных переживаний людей, близких суициденту, кратковременна, другие продолжаются долгие годы, некоторые – всю жизнь. Каждый член семьи платит за это определенную психологическую цену. К.Лукас и Г. Сейген называют это сделками.

Наблюдаются следующие модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека:

  • поиск тех людей, которые могут быть ответственны за смерть покончившего с собой, вместо принятия произошедшего как личной воли суицидента;
  • принятие траура на долгие годы, вместо того чтобы продолжать жить;
  • переживание вины и самобичевание;
  • соматизация – уход в болезнь вместо спонтанного выражения чувств;
  • самоограничение – уход от радостей жизни;
  • бегство в работу, в сексуальные связи, в аддикцию (зависимость от чего-либо), вместо того чтобы признать и выразить свои чувства;
  • новый суицид – «ты умер, значит, умру и я».

Близких суициденту людей переполняют сильные чувства скорби, вины и гнева, защищаясь от которых они сами начинают вести себя аутодеструктивно. Таким образом, суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: оно проявляется в разных формах (внутренней и внешней), включает две фазы (предиспозиционную и суицидальную), имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов.

Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)