Структурализм и функционализм. Андерс Боглинд. Возникновение понятия функции

Понятие «функция» восходит к латинскому «fungió», что означает «выполнять или совершать что-либо».

Если нечто имеет функцию, это означает в социологии, как и в обычной современной нам речи, что это нечто выполняет задачу, являющуюся более или менее необходимой частью в более широкой связи.

Таким образом, понятие функции предусматривает понятие упорядоченного целого, в которое входят эти функции, то есть понятие структуры или системы.

Задолго до применения понятия функции говорили об «общественном теле», и в особенности в рамках консервативной идейной традиции сравнения с организмом предвосхитили социологическое применение представления о функциях.

Согласно Конту, биология представляла собой наивысщую и самую сложную сферу изучения действительности среди естественных наук, и потому скорее биология, чем физика, была той наукой, у которой было чему поучиться социологии.

Такова же была точка зрения Спенсера. Спенсер указывал также на многочисленные сходства социальной и биологической форм жизни.

В отличие от неорганической природы, и биологические, и социальные организмы подвержены росту и развитию. Развитие ведет к структурной и функциональной дифференциации.

Части организма зависят друг от друга, так что изменение одной части ведет к изменениям в других частях. Спенсер утверждал к тому же, что у общества, как и у животных и у растений, имеются основополагающие потребности, которые должны удовлетворяться.

Он назвал эти основополагающие общественные потребности «функциональным реквизитом» и полагал, что существующие социальные поведенческие типы и институты можно рассматривать как выражение таких социальных потребностей.

Таким образом, они выполняют необходимые функции в структуре общества. При этом имеется также возможность дать непредвзятую оценку определенной социальной структуры.

Это значит, что те институты, которые выживают, доказали свое относительное превосходство, таким же образом, как индивиды, лучше всего приспособившиеся к своей среде, демонстрируют это, продолжая свой род и передавая свои гены по наследству.

Развитие, так сказать, само себя узаконивает. Применить такую перспективу непосредственно, без изменений, означало бы, естественно, интеллектуальную самокастрацию.

Однако, как мы увидим, имеются значительно более интересные приложения такого функционалистского взгляда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)