Структура образа жизни общества

Образ жизни зависит от характера социального субъекта, которым может быть индивид (личность), социальная общность (класс, страт, нация), общества и человечество на разных этапах своего развития.

Образ жизни индивида включает в себя:

1) совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности;

2) ментальность, волю и другие способности;

3) виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.);

4) предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.

Виды жизнедеятельности делятся на активные и пассивные (отдых). Виды жизнедеятельности доставляют (или не доставляют) человеку удовлетворение. Отсюда важная социально-философская проблема, разработанная Марксом: как сделать труд, являющийся средством удовлетворения других потребностей, привлекательным. Ради этого и была разработана коммунистическая концепция переустройства человечества.

Разные виды жизнедеятельности занимают у разных индивидов разное место по значимости: у одних на первом месте семья, а у других – работа. Однако исторические (этнос, нация, цивилизация), социальные (экономические, политические, духовные и т.п.), возрастные и другие общности имеют схожие черты в образе жизни. Общность образа жизни у социальных общностей является важным критерием их интеграции в эту общность и важным признаком этой интеграции.

Образ жизни социальной общности (класса, страты, этноса, нации, группы этносов) включает в себя:

1) общие потребности, интересы, цели образующих эту общность индивидов, выраженные в ее идеологии;

2) совокупность форм жизнедеятельности и соответствующих им институтов, характерных для данной социальной общности;

3) типичный индивидуальный образ жизни (потребности, интересы, способы жизнедеятельности, удовлетворения).

Для образа жизни социальной общности важны не только потребности, интересы, цели индивидов, но и их осмысление как общественных, т.е. характеризующих общность как нечто социально целое.

Образ жизни социальной общности зависит от ее места в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, способов и размеров получаемого дохода и т.п.

Но эти причины не входят в структуру образа жизни социальной общности. Набор и характер этих видов жизнедеятельности отличен у крестьян, рабочих, интеллигенции, буржуа, а также в разные исторические периоды времени – феодализм, капитализм, социализм. Далее, образ жизни в промышленности у разных профессиональных групп тоже различен.

Нужно иметь в виду, что общества, как правило, имеют многонациональный состав, что сказывается на образе его жизни. Вся совокупность свойств того или иного этноса, нации, цивилизации – численность, плотность расселения, особенности характера, ментальности, мировоззрения, традиции и обряды – накладывает отпечаток на образ жизни, добавляя его к тем социальным свойствам, которые обусловлены формацией общества.

Образ жизни обществ еще более сложен по своей структуре, чем образы жизни предыдущих субъектов. Прежде всего, он включает в себя общие для данного общества потребности, интересы, цели, зафиксированные в идеологии.

Далее, в него входят типичные формы жизнедеятельности образующих данное общество социальных общностей (страт, классов, этносов) и их институтов. И наконец, в него входит степень стабильности данного общества как результат удовлетворенности (или неудовлетворенности) людей, социальных общностей и институтов данного общества, а также обмен жизнедеятельностями между этими социальными общностями (и институтами), их конфликты и соглашения.

Образ жизни господствующей формационной общности является господствующим: на него ориентируются другие социальные группы и по нему судят об образе жизни данного общества в целом.

Условиями жизнедеятельности обществ, сказывающихся на качестве образа жизни, являются: 1) географическая, демографическая, социальная сферы; 2) степень эффективности экономики, способной удовлетворять наличные потребности субъектов общества; 3) формационная структура.

Образ жизни цивилизации как исторической общности отличается:

1) мировоззрением, идеологией, ментальностью;

2) набором типичных видов жизнедеятельности и социальными институтами, в которых они проявляются;

3) типичным индивидуальным цивили-зационным образом жизни.

Сравните образ жизни мусульман, православных, протестантов. Православные ориентируются на аскетическую жизнь в этом мире, которая является лишь подготовкой к жизни загробной и вечной.

Они заботятся не об эффективности своей работы, а о состоянии своей души, исходя из фатальной предопределенности образа жизни. Протестанты, наоборот, думают об обеспеченности в земной жизни, богатство которой является пропуском в жизнь загробную. Они знают, что образ жизни зависит от предприимчивости их самих, которая поощряется Богом.

Образ жизни человечества складывается из образа жизни составляющих человечество народов с их национальной и классовой структурой, степенью развития общественных сфер, типами формаций, сложным взаимодействием.

Образ жизни человечества – еще большая абстракция, чем образ жизни обществ, его образующих. Таким образом, можно сказать, что образы жизни индивида, социальной общности, социального института, общества, человечества находятся в отношениях движения от индивидуального к общему и всеобщему.

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)