Структура культовой деятельности

Как уже отмечалось, во время отправления культа происходит «драматизация мифа», то есть воспроизведение событий священной истории.

Религиозные потребности могут выражаться посредством следующих форм: мировоззренчески-познавательные, организационные, эстетические, социальные и др. выступают верующий индивид или религиозная группа. При этом, религиозная группа как социальный субъект неоднородна.

В ней выделяется клир – священнослужители (священник, пастор, проповедник, мулла, раввин и др.) и рядовые участники богослужения – миряне (прихожане), составляющие большинство религиозной группы.

Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. Первичной ячейкой ее является религиозная община.

Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие.

Предмет культа – те материальные объекты, с которым ассоциируются религиозные образы (так называемые священные места, сакральные вещи и. т.д.).

Средства культа – это культовые здания (храмы, мечети, дацаны и т.д.), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения), произведения религиозного искусства (архитектура, живопись, музыка, скульптура, иконопись и т.д.) и т.п.

Способы культа – это совокупность действий верующих, осуществляемых в процессе богослужения: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы и др.

Культовая деятельность срастается с бытовыми и национальными традициями, является устойчивой и привычной для верующих, даже слабо разбирающихся в основах вероучения своей конфессии. Именно культ для таких людей является маркером их принадлежности к религиозной общине.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)