Социокультурное значение гражданской религии

Светские праздники, ритуалы и обряды играют немаловажную роль в деле поддержания традиций229, укрепления стабильности, усиления единения и уверенности в будущем общества. Они, по мнению Э. Дюркгейма, столь же необходимы для нормального функционирования социальной жизни, как продукты питания необходимы для поддержания физической жизни. Также как и религиозные праздники освящают и являются напоминанием и символическим повторением священной истории, светские праздники освящают гражданскую историю народа и государства, наполненную мифологическим содержанием.

«Повторяя мифы, восстанавливая во всей целостности забытое время, … человек становится «соучастником» упоминаемых событий, современников богов или героев. Короче говоря, можно сказать, что, «проживая» мифы, мы выходим из времени хронологического, светского и вступаем в пределы … времени сакрального, одновременно исходного, первоначального и в то же время бесконечно повторяющегося».

Цикличное повторение как религиозных, так и светских праздников придает уверенность в вечности гражданского мироустройства.

Праздник отличается особой связью со сферой священного. Это некое нормативное действо, которое отмечает «парадигматическое событие» или явление «начала времен». Он обеспечивает обновление этого события или явления его имитацией или повторением во время празднования231. К таким эпохальным событиям «начала времен» относятся, к примеру, День благодарения в США (в честь благословления свободы и процветания на новой земле) или 7 ноября в СССР (в честь ознаменования новой эры в истории человечества).

В психологическом плане светские праздники выполняют функцию достижения определенного эмоционального удовлетворения в момент всеобщего возбуждения, близкого к катарсису, при котором освобождается масса нерастраченной и потенциально опасной для личности и, в конечном счете, для общества негативной психической энергии. В светском (как и в религиозном) праздничном действе для этого используются различные приемы и средства – ритуальные жесты, слова и предметы. Коллективные ритуалы поднимают гражданина над рутинной повседневной жизни. Они придают ему особую остроту восприятия и силы, приобщая подспудно к чему-то большему, чем он сам – источнику силы и могущества, которая имеет над ним власть.

Время государственного праздника – это еще и время появления, «снисхождения» «бога-вождя», харизматического лидера или политического авторитета. Особое место уделяется элементу жертвоприношения – возложения венков, а также клятвы на верность бывшим «богам» и героям и т.д. В них звучат ноты жертвенности и мученичества «отцов-основателей» нации, что роднит их с культом «национальных» святых в христианстве. В результате этого гражданская религия приобретает определенное сходство и аналогии с их христианскими образцами.

Объединенные в единую массу при помощи одинаковых поз, жестов, ритмов движения и всеобщего заражения, эмоции граждан превращаются в некий сплоченный и неразрывный «общественный институт», в некую «сверхличность», подготовленную к единому деянию. «Установившаяся таким образом согласованность и одновременность эмоциональных реакций, – замечает Л. Февр, – обеспечивает данной группе относительно большую безопасность и силу: сложение подлинной системы эмоций тотчас оправдывается полезностью этой системы».

Чем больше будет затрачено эмоциональной энергии на празднике, чем искреннее выражение переживаний, тем большее удовлетворение и «очищение» получает индивид. В данном случае психологическое опустошение ведет к духовному возвеличиванию гражданина, ощущающего себя единым целым с социальным организмом общества.

Праздники и гражданские ритуалы, таким образом, способствует успешному функционированию, укреплению стабильности и усилению единства общества. Они закрепляют за индивидуумом чувство гражданственности, гордости за свой народ и свою родину. Этот факт особенно актуален для народов, «призванных» осуществлять мессианское служение миру: «Чувство гражданственности для американца значит намного больше, чем патриотический настрой. Традиция гражданской религии переосмысляет сам факт гражданства, которое становится символом принадлежности к избранному народу, «соли земли». Поэтому и ритуал, закрепляющий присоединение человека к числу избранных, призван «освятить» данное действо».

Подытоживая рассуждения о гражданской религии, необходимо сказать следующее: в общем виде гражданская религия выполняет функцию «общей веры» в секулярном обществе. Подобно традиционной религии она задает мировоззренческие представления и направления мотивационной ориентации, составляя при этом значимую часть духовного опыта граждан. Это способствует интеграции и консолидации нации как единого и целого социального организма. Гражданская религия – это квазирелигиозное отношение к определенным гражданским ценностям и традициям, которые периодически обнаруживаются в политической истории государств и социально-политических учениях; это светская по форме, но квазирелигиозная по содержанию и функциональной направленности общественная идеологема.

В общем и целом содержательными элементами гражданской религии являются:

  • cакрализация, т.е. обожествление или придание ореола святости и непогрешимости харизматическому лидеру (вождю, президенту);
  • культивирование и подчеркивание идеи исключительности и особого предназначения определенного народа, государства или класса;
  • ритуализация государственных праздников, торжественных церемоний и гражданских обрядов;
  • создание гражданских символов веры и их догматического обоснования;
  • создания культа значительных (судьбоносных для человечества) исторических событий (дат) и пантеона героев;
  • подчеркивание особого (провиденциального) пути государства.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)