Стресс в профессиональной деятельности

Сначала сделаем некоторые предварительные замечания.

Термин «стресс» (давление, напряжение) английского происхождения. В XIV в. в Англии в литературных источниках появляются различные трактовки этого понятия. Однако научный подход к пониманию стресса начал складываться только в XIX в. Этому способствовало изучение вопросов о защитных силах организма, о его способности противодействовать разрушающим воздействиям извне. Считается, что у истоков исследования проблемы стресса стоял знаменитый французский физиолог кло д Бернар. Во второй половине XIX в. он высказал и обосновал идею о внутренней среде организма, о ее постоянстве как необходимом условии жизни. Основная мысль Бернара заключалась в том, что благодаря постоянству внутренней среды (вода, температура, воздух, давление, химический состав и др.) организм обретает определенную независимость от воздействия внешних факторов. Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических констант (кислород, сахар, соли и т. д.) направлена деятельность определенных витальных механизмов, но он не раскрыл содержание этих механизмов.

Ответ на этот вопрос дал американский физиолог Уолтер Кэннон. Он вошел в историю науки как автор учения о гомеостазе. Под гомеостазом понимается состояние поддержания относительного динамического постоянства (равновесия) внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (обеспечение постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и т. д.). Механизм гомеостаза действует на уровне целостного организма, отдельного органа, клеточном и молекулярном уровнях.

Кэннон подходил к трактовке гомеостаза с дарвиновских позиций, рассматривая его как продукт естественного отбора. Он подчеркивал, что механизмы гомеостаза не даны изначально, они сформированы в процессе развития живого и имеют фило- и онтогенетический аспекты рассмотрения.

В общем механизме гомеостаза Кэннон различал два основных компонента:

  1. Сигнальные устройства (периферические сенсорные окончания), чувствительные к изменениям, ставящим под угрозу стабильность организма. Иначе говоря, это контрольные по своей сущности элементы, вырабатывающие сигнал рассогласования между тем, что должно быть, и тем, что есть в действительности.
  2. Устройства коррекции, действие которых направлено на восстановление нарушенного равновесия и нейтрализацию угрозы. Такое понимание гомеостаза можно рассматривать как формулировку общего принципа саморегуляции, содержащего в себе идею обратной связи. Кэннон рассматривал гомеостаз как один из защитных механизмов организма.

Крупный вклад в изучение проблемы стресса был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим (генерализованным) адаптационным синдромом, под которым понимал усиление приспосабливаемости организма к изменившимся условиям. Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, инфекционные, механические, потеря крови, усталость и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. С помощью этого процесса организм мобилизует себя на самозащиту, на адаптацию к новой ситуации. В его основе лежит гормональная реакция: выделение в кровь с определенной закономерностью гормонов гипофиза и коры надпочечников прежде всего. Под воздействием гормонов усиливается иммунитет. Селье не отрицал ведущего значения высших отделов нервной системы при стрессе (психики), однако сам непосредственно не изучал эту проблему.

Начало интенсивной разработки проблемы стресса относится ко второй половине XX в. В зависимости от характера внешних воздействий в настоящее время принято различать физиологический и психологический стресс. О физиологическом стрессе можно говорить, когда имеет место негативное воздействие на органы и ткани организма. Характерной особенностью его является боль. Субъективное чувство боли — это основная форма участия центральной нервной системы в этом виде стресса. Физиологический стресс особенно обстоятельно изучается в медицине. Он был и остается основным предметом внимания в научной школе Г. Селье.

Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность континуума стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обусловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Можно сказать, что это самая обширная и трудная область исследования стрессовых состояний. До настоящего времени нет общепринятого понимания термина «психологический стресс». Обычно его связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека под влиянием эмоциональных, мотивационных и интеллектуальных стрессоров (причин, приводящих к состоянию стресса); иначе говоря, в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В более общей форме можно сказать, что психологический стресс создается факторами, носящими характер угрозы или помехи.

В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. В этом смысле не требуют особого пояснения профессии космонавта, летчика, авиадиспетчера, оператора атомных электростанций и др. Любопытны данные социологических исследований, проведенных во Франции. В этой стране в число наиболее стрессогенных попали профессии авиадиспетчера, машиниста поезда, преподавателя в школе, продавца в супермаркете, официанта. Среди мест службы, наибе ;ее опасных для жизни, на первое место вышла финансовая биржа. Оказалось, что инфаркты и инсульты здесь во много раз превышают аналогичные заболевания в других профессиях. А вот по оценкам психологов и социологов США, рейтинг профессий, тесно связанных с ситуациями стресса, выглядит следующим образом: президент страны, водитель такси, пожарный, менеджер, автогонщик и т. д.

Ученые приходят к выводу, что из всех видов стресса наиболее сложен социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами. Известны попытки выстроить шкалу социальных стрессоров, расположив их в порядке силы воздействия. Между этими шкалами существуют определенные расхождения, но объединяет их то, что на первое место в качестве самого мощного потрясения выходит смерть супруга (воздействие этого стрессора оценивается в 100 баллов). Потеря спутника жизни в 10 раз повышает опасность заболевания раком. Ниже мы приводим с некоторыми сокращениями шкалу стрессоров (авторы — американские исследователи Т. Холмс и Р. Рей).

Одна из характерных примет настоящего времени — необходимость выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях, в состоянии повышенной психической напряженности. Некоторым профессиям фактор стресса просто сопутствует, например работе авиадиспетчера, связанной с переживанием психической напряженности в силу высочайшей ответственности за принимаемые решения. Работа в условиях стресса представляет собой серьезное испытание физического и психического здоровья специалиста, критической проверкой степени его профессиональной надежности.

Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы. Опираясь на доступные литературные источники, попробуем классифицировать по разным основаниям наиболее типичные, распространенные в профессиональной деятельности стрессоры.

Организация и содержание трудовой деятельности:

  • условия труда;
  • чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;
  • однообразие выполняемой работы;
  • изменение продолжительности или условий труда;
  • неудобные часы работы;
  • неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);
  • внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);
  • трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.;
  • сменная работа;
  • качество оборудования;
  • опасность для жизни и здоровья, риск;
  • новизна, реорганизация на работе;
  • повышенная ответственность;
  • обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить ошибку;
  • неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности;
  • нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);
  • необходимость принимать слишком много решений;
  • отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.

Профессиональная карьера:

  • проблема статуса;
  • неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;
  • неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;
  • изменение служебных обязанностей;
  • перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременного ухода на пенсию;
  • фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;
  • чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;
  • недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;
  • несбывшиеся надежды;
  • переход на другую работу.

Оплата труда:

  • отсутствие ясности в оплате труда;
  • переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
  • неравная оплата труда.

Взаимоотношения на работе:

  • конфликт (неприятности) с руководством;
  • плохое руководство;
  • взаимоотношения с коллегами по работе;
  • ограничения свободы поведения;
  • интриги;
  • изоляция в рабочей группе.

Внеорганизационные источники стресса:

  • проблемы в семье;
  • жизненные кризисы;
  • финансовые проблемы;
  • конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией.

Практический опыт профессиональной деятельности убедительно свидетельствует, что самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, как было установлено, обеспечивают стрессоустойчивость работника, усиливая его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность, самоуважение.

Особо следует отметить самообладание. Это очень важная черта характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах не поддаваться панике, сохранять ясность ума, подчинять свои эмоции голосу рассудка, не позволяя нарушить организованный строй его психической жизни. Дл я некоторых видов профессиональной деятельности, предполагающих работу специалистов в экстремальных условиях, самообладание становится одним из определяющих условий обеспечения надежности их деятельности. Основное содержание этой черты характера составляет функционирование двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия).

С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы, например: «Не выгляжу ли я сейчас взволнованным?»; «Не слишком ли я жестикулирую?»; «Не говорю ли я излишне тихо (или, наоборот, громко)?» и т. п. Если самоконтроль фиксирует рассогласование, то этот факт служит толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Воздействия на собственные эмоции могут носить и упреждающий (в некотором смысле профилактический) характер. Это значит, что еще до появления явных признаков нарушения эмоционального равновесия, но предвидя вполне реальную возможность такого события (ситуация опасности, риска, повышенной ответственности и др.), человек с помощью специальных приемов самовоздействия (самоубеждения, самоприказ а и т. д.) стремится предотвратить его наступление . Таким образом, можно заключить, что практическая реализация самообладания как свойства личности осуществляется по гомеостатическому принципу.

Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего профессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое охватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенческих реакций состояние стресса может проявиться в виде:

  • характерных особенностей мимики и пантомимики;
  • скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение);
  • особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;
  • непроизвольных движений глаз;
  • изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение);
  • выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса;
  • неадекватных поступков и ответов на вопросы;
  • нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей;
  • резкой смены настроения и др.

Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в условиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показателей, к которым относятся, например:

  • время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движущийся объект;
  • острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;
  • критическая частота слияния мелькания;
  • показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зрительные стимулы;
  • точность усилий;
  • характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем);
  • координация и точность движений;
  • данные глазомера;
  • показатели тремометрии и др.

Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируются путем измерения следующих показателей:

  • частота и ритм сердечных сокращений;
  • величина артериального давления;
  • показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха);
  • показатели температуры тела;
  • зрачковый рефлекс;
  • кожно-гальваническая реакция;
  • величина потоотделения;
  • показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы.

Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут использоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др.

В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение особенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятельности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора. Проиллюстрируем сказанное на примере сенсорной изоляции, которая предполагает нахождение человека (и осуществление им профессиональной деятельности) в социально обедненной среде. В таких условиях работают экспедиции полярников, геологические партии, дальняя авиация, космонавты, участники автономного плавания и др.

Под воздействием сенсорной изоляции у человека могут возникнуть необычные психические состояния. Сначала они носят функциональный, обратимый характер, но при значительном увеличении сроков изоляции переходят в патологические и проявляются в виде нервно-психических заболеваний (неврозы, психозы). Нарушения в сфере перцептивных процессов, находящие выражение в виде обманов чувств (иллюзии, галлюцинации), наиболее типичны для сенсорной изоляции. Изменения в эмоциональной сфере могут быть связаны с переживаниями апатии, тоски, тревоги, страха, скуки.

Характерные изменения отмечаются в сфере самосознания: они могут выражаться в утрате единства «Я», в чувстве его раздвоения. Этот феномен развивается как результат саморегулирования отношений с самим собой в условиях одиночества, при отсутствии или существенном ограничении межличностного контакта. Он может проявляться в виде спонтанной речевой активности: монологах (деятельность комментируется вслух); диалогах (разговор, спор с самим собой и т. п.); ведении дневников и др. В условиях изоляции привычные для человека формы общения нарушены, и он вынужден приспосабливаться к новым для него условиям существования, обращаясь к новым (нетипичным) механизмам регулирования своего поведения (речь из внутренней становится внешней). Установлен ряд индивидуально-психологических особенностей, которые способствуют снижен ию адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции.

К ним относятся:

  • преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирование чувственного отражения (тип «художников» по И. П. Павлову);
  • эгоцентрическая направленность личности;
  • склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений;
  • высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне);
  • повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность;
  • недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям.

С другой стороны, выявлены и такие индивидуально-психологические особенности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данного стрессора. Это:

  • хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней;
  • исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомыми явлениями);
  • целенаправленность;
  • уверенность в своих силах;
  • умение подавлять неприятные ощущения;
  • умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию;
  • самоуправление (самоконтроль, самообладание); чувство юмора.

Понятно, что наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профессиональной деятельности, выявления специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и тех, кто наделен функциями управления организациями, должен быть поиск соответствующих решений по обеспечению защищенности работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности. В общий комплекс мероприятий по укреплению стрессоустойчивости работников обычно входят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха. Однако все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на индивидуальном уровне. В связи с этим сравнительно недавно за рубежом стали уделять внимание разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов психической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)