Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности

Для интегральной (системной) оценки здоровья личности психосоматическая медицина и психология оперируют таким понятием, как душевное благополучие. При этом для его определения часто используются взаимозаменяющие понятия: «психическое», «субъективное», «душевное» благополучие. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это отсутствие психических или физических дефектов, а также сохранение полного физического, душевного и социального благополучия.

Психическое здоровье определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию проведения, деятельности.

Несмотря на то что переживание субъективного (душевного) благополучия — неотъемлемая часть понятия психосоциального здоровья личности, сам феномен благополучия представлен в психологии недостаточно. Частично это связано с определенной неконкретностью самого понятия «благополучие», а также с неосязаемостью его объективных индикаторов . Для обозначения душевного, или субъективного, благополучия в психологии часто используют понятия «удовлетворенность», «комфортность», «адаптированность» и др. Разделение души и тела, признание их определенной автономности еще во времена античной философии привело к выделению двух составляющих : физическое и душевное благополучие. Прослеживается тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и душевного благополучия на здоровье человека. Потеря душевного благополучия на продолжительное время (без его восстановления) ведет к нарушению физического или психического здоровья и переживания м физического неблагополучия и наоборот. Переживание потери душевного равновесия (или психологической устойчивости — научный синоним) — тонкий индикатор состояния дистресса и дезадаптации организма в текущей стрессогенной ситуации жизнедеятельности.

Чувство субъективного благополучия—неблагополучия весьма значимо для здоровья и всего внутреннего (субъективного) мира личности. Оно интегрирует в себе целый ряд ощущений и переживаний, связанных с различными сторонами бытия человека. Л. В. Куликов, рассматривая субъективное благополучие как сложное интегрированное переживание, выделяет в нем пять компонентов.

  1. Социальное благополучие связано с удовлетворенностью своим социальным статусом и межличностными отношениями в микросоциальном окружении. Социальное благополучие человека основывается на таких параметрах социальных отношений, как социальная интеграция, возможность подтверждения своей социальной значимости, чувства социального признания, надежности партнеров по общению, возможности получения социальной поддержки.
  2. Духовное благополучие — осознание и конструктивное переживание смысла своей жизни, вера в благосклонность судьбы или высших сил в реализации личностных потенциалов на жизненном пути.
  3. Физическое благополучие — ощущение физического здоровья и телесного комфорта.
  4. Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своей жизни, материальной обеспеченностью, надежностью финансового состояния.
  5. Психологический (душевный) комфорт — переживание гармонии чувств и желаний, ощущение внутреннего равновесия.

Наиболее часто понятие здоровья содержит или подразумевает противопоставление двух качественно различных состояний: нормального функционирования различных систем организма (синонимы: соматическое здоровье, физическое здоровье, психосоматическое здоровье, психическое здоровье) и патологического функционирования (синонимы: болезнь, плохое здоровье). В действительности между болезнью и здоровьем имеется множество переходных состояний — либо промежуточных, либо состояний предболезни. Различение данных состояний представляется весьма важным для определения градаций (меры) здоровья при разработке профилактических, коррекционных или реабилитационных технологий.

Переживание субъективного благополучия, психологического комфорта — тончайший индикатор переходных состояний от здоровья к болезни, поэтому оно становится важным показателем динамики состояния здоровья. Н. М. Амосов (1987) для оценки здоровья с учетом психологического благополучия предложил понятие «уровень душевного комфорта» (УДК), который складывается из приятных и неприятных компонентов всех чувств, как биологических, так и социальных.

В зарубежной психологии для определения психического («душевного») благополучия широко используется понятие «качество жизни» (КЖ ) как субъективная составляющая удовлетворенности персональной жизнью. Качество жизни соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и ее психологическим здоровьем.

В нашем исследовании менеджеров среднего и высшего звена (50 человек, средний возраст 45 лет ) была обнаружена связь между неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Дл я оценки качества жизни нами использовалась методика Элиота, позволяющая получить интегральный индекс «качества жизни» , определяемый по сумме показателей удовлетворенности в различных сферах жизни: работа, персональные (жизненные ) успехи, состояние здоровья, отношения с близкими, настроение и оптимизм, самоконтроль, социальная поддержка, общение в профессиональной сфере. Удовлетворенность каждой сферы жизни оценивалась по 10-балльным биполярным шкалам. Нами установлено, что у менеджеров-мужчин суммарный показатель неудовлетворенности качеством жизни связан с редукцией личных обязанностей и достижений, а у женщин — с эмоциональным истощением, т. е. чем выше истощение (у женщин) и редукция самоэффективности (у мужчин), тем меньше субъективное благополучие.

В другом нашем исследовании работников сферы обслуживания (150 женщин, средний возраст 32 года) были обнаружены корреляционные связи между выгоранием и следующими показателями качества жизни:

  • фрустрацией;
  • душевным дискомфортом;
  • неудовлетворенностью работой и личными успехами;
  • неудовлетворенностью состоянием здоровья;
  • неблагополучием отношений с близкими;
  • неудовлетворенностью настроением и самоконтролем;
  • индексом «приобретения ресурсов» как неудовлетворенностью персональными приобретениями жизненно важных ресурсов;
  • индексом «потери ресурсов» как переживанием неблагополучия относительно потерь жизненно важных ресурсов.

Удовлетворенность жизненными успехами, отношениями с близкими и самоконтроль связаны с сохранением уверенности и профессиональной самоэффективности. Это подтверждает точку зрения Гришиной Н. В. о том, что выгорание обусловлено не только профессиональными стрессами, но и экзистенциальными причинами. Чем меньше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция самоэффективности, тем больше удовлетворенность здоровьем и психологическая комфортность (аффективно-мотивационная удовлетворенность). Наибольшее количество корреляционных связей было обнаружено между редукцией самоэффективности и показателями качества жизни (табл. 24.2). Это подтверждает мнение многих зарубежных исследователей о том, что следствием выгорания является изменение отношения к Я-концепции, занижение значимости личных достижений.

В исследовании медицинских сестер реанимационных отделений и учителей средней школы (57 человек) было обнаружено, что психическое выгорание отрицательно сказывается на удовлетворенности осознания смысла жизни (духовной удовлетворенности). Был и выявлены достоверные различия в субъективном переживании счастья, веры в собственные силы и потенциальные возможности между лицам и с высоким и низким уровнем выгорания. Переживающие выгорание медсестры ощущают себя менее счастливыми, более неуверенными и неспособными к конкретному планированию будущего, чем медсестры с отсутствием синдрома выгорания. У переживающих выгорание ярко выражено непринятие настоящего, опасения относительно будущего и нежелание планировать его («размывание времени»). Таким образом, наше исследование показало, что индивидуальные последствия профессионального выгорания медсестер и учителей сказываются на субъективном благополучии как важнейшем потенциале их психосоциального здоровья.

В зарубежной литературе к индивидуальным последствиям выгорания относят следующие переживания субъективного неблагополучия личности: снижение качества личной или семейной жизни; социальную и профессиональную дезадаптацию; переживания, связанные со здоровьем. Е. Махер (1983) считает, что в список наиболее характерных переживаний неблагополучия в связи с выгоранием входят:

  • бессонница;
  • эмоциональная усталость;
  • негативное отношение к работе или к общению с другими лицами, определяемое ролевым (или должностным) статусом;
  • психосоматические недомогания;
  • нарушение аппетита;
  • злоупотребление химическими агентами (лекарственные препараты, табак, кофе, наркотики, алкоголь);
  • агрессивные и упаднические чувства;
  • негативная Я-концепция;
  • переживание чувства вины и др.

В табл. 24.3 представлены индивидуальные последствия выгорания как «душевные потери» в аспекте переживаний субъективного неблагополучия.

Итак, в процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепция и самоотношение к «Я», утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства. Есть теоретические и эмпирические основания предполагать, что профилактика и преодоление выгорания имеют прямое отношение к сохранению психической устойчивости и здоровья работников, способствующих профессиональному долголетию, субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)