Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
Для интегральной (системной) оценки здоровья личности психосоматическая медицина и психология оперируют таким понятием, как душевное благополучие. При этом для его определения часто используются взаимозаменяющие понятия: «психическое», «субъективное», «душевное» благополучие. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это отсутствие психических или физических дефектов, а также сохранение полного физического, душевного и социального благополучия.
Психическое здоровье определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию проведения, деятельности.
Несмотря на то что переживание субъективного (душевного) благополучия — неотъемлемая часть понятия психосоциального здоровья личности, сам феномен благополучия представлен в психологии недостаточно. Частично это связано с определенной неконкретностью самого понятия «благополучие», а также с неосязаемостью его объективных индикаторов . Для обозначения душевного, или субъективного, благополучия в психологии часто используют понятия «удовлетворенность», «комфортность», «адаптированность» и др. Разделение души и тела, признание их определенной автономности еще во времена античной философии привело к выделению двух составляющих : физическое и душевное благополучие. Прослеживается тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и душевного благополучия на здоровье человека. Потеря душевного благополучия на продолжительное время (без его восстановления) ведет к нарушению физического или психического здоровья и переживания м физического неблагополучия и наоборот. Переживание потери душевного равновесия (или психологической устойчивости — научный синоним) — тонкий индикатор состояния дистресса и дезадаптации организма в текущей стрессогенной ситуации жизнедеятельности.
Чувство субъективного благополучия—неблагополучия весьма значимо для здоровья и всего внутреннего (субъективного) мира личности. Оно интегрирует в себе целый ряд ощущений и переживаний, связанных с различными сторонами бытия человека. Л. В. Куликов, рассматривая субъективное благополучие как сложное интегрированное переживание, выделяет в нем пять компонентов.
- Социальное благополучие связано с удовлетворенностью своим социальным статусом и межличностными отношениями в микросоциальном окружении. Социальное благополучие человека основывается на таких параметрах социальных отношений, как социальная интеграция, возможность подтверждения своей социальной значимости, чувства социального признания, надежности партнеров по общению, возможности получения социальной поддержки.
- Духовное благополучие — осознание и конструктивное переживание смысла своей жизни, вера в благосклонность судьбы или высших сил в реализации личностных потенциалов на жизненном пути.
- Физическое благополучие — ощущение физического здоровья и телесного комфорта.
- Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своей жизни, материальной обеспеченностью, надежностью финансового состояния.
- Психологический (душевный) комфорт — переживание гармонии чувств и желаний, ощущение внутреннего равновесия.
Наиболее часто понятие здоровья содержит или подразумевает противопоставление двух качественно различных состояний: нормального функционирования различных систем организма (синонимы: соматическое здоровье, физическое здоровье, психосоматическое здоровье, психическое здоровье) и патологического функционирования (синонимы: болезнь, плохое здоровье). В действительности между болезнью и здоровьем имеется множество переходных состояний — либо промежуточных, либо состояний предболезни. Различение данных состояний представляется весьма важным для определения градаций (меры) здоровья при разработке профилактических, коррекционных или реабилитационных технологий.
Переживание субъективного благополучия, психологического комфорта — тончайший индикатор переходных состояний от здоровья к болезни, поэтому оно становится важным показателем динамики состояния здоровья. Н. М. Амосов (1987) для оценки здоровья с учетом психологического благополучия предложил понятие «уровень душевного комфорта» (УДК), который складывается из приятных и неприятных компонентов всех чувств, как биологических, так и социальных.
В зарубежной психологии для определения психического («душевного») благополучия широко используется понятие «качество жизни» (КЖ ) как субъективная составляющая удовлетворенности персональной жизнью. Качество жизни соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и ее психологическим здоровьем.
В нашем исследовании менеджеров среднего и высшего звена (50 человек, средний возраст 45 лет ) была обнаружена связь между неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Дл я оценки качества жизни нами использовалась методика Элиота, позволяющая получить интегральный индекс «качества жизни» , определяемый по сумме показателей удовлетворенности в различных сферах жизни: работа, персональные (жизненные ) успехи, состояние здоровья, отношения с близкими, настроение и оптимизм, самоконтроль, социальная поддержка, общение в профессиональной сфере. Удовлетворенность каждой сферы жизни оценивалась по 10-балльным биполярным шкалам. Нами установлено, что у менеджеров-мужчин суммарный показатель неудовлетворенности качеством жизни связан с редукцией личных обязанностей и достижений, а у женщин — с эмоциональным истощением, т. е. чем выше истощение (у женщин) и редукция самоэффективности (у мужчин), тем меньше субъективное благополучие.
В другом нашем исследовании работников сферы обслуживания (150 женщин, средний возраст 32 года) были обнаружены корреляционные связи между выгоранием и следующими показателями качества жизни:
- фрустрацией;
- душевным дискомфортом;
- неудовлетворенностью работой и личными успехами;
- неудовлетворенностью состоянием здоровья;
- неблагополучием отношений с близкими;
- неудовлетворенностью настроением и самоконтролем;
- индексом «приобретения ресурсов» как неудовлетворенностью персональными приобретениями жизненно важных ресурсов;
- индексом «потери ресурсов» как переживанием неблагополучия относительно потерь жизненно важных ресурсов.
Удовлетворенность жизненными успехами, отношениями с близкими и самоконтроль связаны с сохранением уверенности и профессиональной самоэффективности. Это подтверждает точку зрения Гришиной Н. В. о том, что выгорание обусловлено не только профессиональными стрессами, но и экзистенциальными причинами. Чем меньше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция самоэффективности, тем больше удовлетворенность здоровьем и психологическая комфортность (аффективно-мотивационная удовлетворенность). Наибольшее количество корреляционных связей было обнаружено между редукцией самоэффективности и показателями качества жизни (табл. 24.2). Это подтверждает мнение многих зарубежных исследователей о том, что следствием выгорания является изменение отношения к Я-концепции, занижение значимости личных достижений.
В исследовании медицинских сестер реанимационных отделений и учителей средней школы (57 человек) было обнаружено, что психическое выгорание отрицательно сказывается на удовлетворенности осознания смысла жизни (духовной удовлетворенности). Был и выявлены достоверные различия в субъективном переживании счастья, веры в собственные силы и потенциальные возможности между лицам и с высоким и низким уровнем выгорания. Переживающие выгорание медсестры ощущают себя менее счастливыми, более неуверенными и неспособными к конкретному планированию будущего, чем медсестры с отсутствием синдрома выгорания. У переживающих выгорание ярко выражено непринятие настоящего, опасения относительно будущего и нежелание планировать его («размывание времени»). Таким образом, наше исследование показало, что индивидуальные последствия профессионального выгорания медсестер и учителей сказываются на субъективном благополучии как важнейшем потенциале их психосоциального здоровья.
В зарубежной литературе к индивидуальным последствиям выгорания относят следующие переживания субъективного неблагополучия личности: снижение качества личной или семейной жизни; социальную и профессиональную дезадаптацию; переживания, связанные со здоровьем. Е. Махер (1983) считает, что в список наиболее характерных переживаний неблагополучия в связи с выгоранием входят:
- бессонница;
- эмоциональная усталость;
- негативное отношение к работе или к общению с другими лицами, определяемое ролевым (или должностным) статусом;
- психосоматические недомогания;
- нарушение аппетита;
- злоупотребление химическими агентами (лекарственные препараты, табак, кофе, наркотики, алкоголь);
- агрессивные и упаднические чувства;
- негативная Я-концепция;
- переживание чувства вины и др.
В табл. 24.3 представлены индивидуальные последствия выгорания как «душевные потери» в аспекте переживаний субъективного неблагополучия.
Итак, в процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепция и самоотношение к «Я», утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства. Есть теоретические и эмпирические основания предполагать, что профилактика и преодоление выгорания имеют прямое отношение к сохранению психической устойчивости и здоровья работников, способствующих профессиональному долголетию, субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью в целом.
- Профилактика старения
- Признаки психического старения
- Основные понятия геронтологии
- Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием
- Выгорание и теория «консервации ресурсов»
- Классификации типов ресурсов преодоления
- Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости
- Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
- Феномен «выгорания» и его причины
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу