Стратегии диверсифицированного предприятия промышленного бизнеса

Диверсификация — процесс проникновения промышленного предприятия в другие отрасли; предприятие расширяет номенклатуру выпускаемой продукции для новых сегментов рынка, что чаще всего предполагает создание или приобретение новых производственных подразделений.

Диверсифицированное предприятие — предприятие, работающее в нескольких отраслях, осуществляет сразу несколько видов деятельности, то есть имеет несколько различных стратегических зон хозяйствования.

Стратегия диверсификации разрабатывается для каждой отдельной стратегической зоны хозяйствования (СЗХ):

  • сегмента рынка, выделенного по определенным критериям (вид продукции, технология производства, географический рынок и т. д.);
  • производственного подразделения (линейное либо предприятие в целом), производящего продукцию (работы, услуги) для этого сегмента рынка.

Таким образом, СЗХ включает в себя два аспекта: осуществляемый предприятием вид деятельности (производство определенного вида продукции) и конкретный сегмент рынка. Осуществление нескольких видов деятельности обуславливают наличие портфеля СЗХ.

Для диверсифицированного предприятия можно выделить три типа стратегии в зависимости от организационного уровня, на котором они разрабатываются:

  • корпоративная стратегия для управления диверсифицированным предприятием в целом;
  • деловая стратегия для управления отдельной СЗХ;
  • функциональная стратегия для управляющих функциональных подразделений в отдельной СЗХ.

Корпоративная стратегия предприятия промышленного бизнеса — это плановый документ, определяющий будущую хозяйственную деятельность диверсифицированного предприятия, включающий в себя систему элементов, на основании которых менеджеры высшего звена управления будут осуществлять текущее планирование и принимать управленческие решения в отношении портфеля СЗХ предприятия промышленного бизнеса.

Корпоративная стратегия охватывает все виды деятельности диверсифицированного предприятия, поэтому она одновременно затрагивает все СЗХ и разрабатывается в отношении портфеля СЗХ предприятия.

Корпоративная стратегия разрабатывается для достижения основных стратегических целей:

  • коммерческой эффективности и финансовой реализуемости экономической деятельности предприятия;
  • приемлемого для предприятия уровня риска экономической деятельности;
  • удовлетворительного финансового состояния предприятия;
  • сбалансированности портфеля СЗХ предприятия;
  • конкурентоспособности предприятия;
  • высокого уровня компетенций высшего звена управления;
  • высокой скорости реагирования высшего звена управления на изменения во внешней среде;
  • способности высшего звена управления преодолевать внутреннее сопротивление.

Стратегические цели обуславливают содержание корпоративной стратегии для управляющих высшего звена диверсифицированного предприятия для осуществления текущего планирования и принятия управленческих решений в будущем.

Деловая стратегия предприятия промышленного бизнеса — это плановый документ, определяющий будущую хозяйственную деятельность в конкретной СЗХ и содержащий систему элементов, на основании которых менеджеры среднего звена управления будут осуществлять текущее планирование и принимать управленческие решения в отношении конкретной СЗХ предприятия промышленного бизнеса.

Деловая стратегия (стратегия бизнеса, бизнес‑стратегия) формируется для отдельной СЗХ и затрагивает только один вид деятельности диверсифицированного предприятия.
Деловая стратегия разрабатывается в соответствии с корпоративной стратегией, поэтому для недиверсифицированного предприятия деловая и корпоративная стратегии совпадают.

Деловая стратегия позволяет достичь определенных стратегических целей в СЗХ, основными из которых являются:

  • устойчивое конкурентное положение и высокая конкурентоспособность;
  • оптимальная скорость внедрения инноваций и инвестиций;
  • скорость и способы реагирования на изменения;
  • способность преодолевать внутреннее сопротивление и пр.

Стратегические цели обуславливают содержание деловой стратегии, предназначенной для ведения конкретной борьбы в каждой СЗХ предприятия промышленного бизнеса, и реализуются менеджерами среднего уровня управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)