Страховое регулирование в странах ЕС

Целью создания общего страхового рынка ЕС является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, развитие предпринимательства способствующее конкуренции и росту эффективности работы страховщиков. Этот процесс не может быть быстрым.

Поскольку каждая из стран, входящих в состав ЕС, имеет свою собственную нормативно-правовую основу страховой деятельности, свою систему страхового надзора, исходящие из национальных особенностей.

Отличаются также и страховые продукты, налоговые условия страхования, условия деятельности страховщиков. Поэтому развитие единого страхового рынка идет в двух направлениях:

1) обеспечение свободы деятельности страховщиков во всех странах ЕС;
2) гармонизация страхового законодательства.

Руководителем и координатором всей этой деятельности является Европейский комитет по страхованию, в состав которого входят все национальные союзы и представительства страховщиков.

Принципами создания общего страхового рынка в рамках ЕС являются:

1) свобода создания филиалов в странах-сообществах для любого его члена;
2) свобода распространения страхового продукта в рамках сообщества для любого его члена без обязательного открытия филиала;
3) честная конкуренция на добросовестных и равных условиях;
4) невозможность использования запрещенных элементов конкуренции.

Директивы ЕС по страхованию составляют основу страхового регулирования в странах ЕС. Первая директива относится к личному и иному страхованию, она является основной, так как все последующие базируются на ней. Этот документ предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:

1) единые правила по финансовым гарантиям: по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика;
2) единая группировка классов страхования, обеспечивающая унификацию страховых продуктов.

Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования. Выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков, в частности, предусмотрена группа рисковых видов страхования и личное страхование;

3) единые правила лицензирования, обеспечивающие унификацию требований по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран-членов ЕС;

4) правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулированием страховой деятельности. Они предусматривают разделение ответственности между странами, где выпускается страховой продукт и где продукт продвигается и продается.

Вторая директива по личному и неличному страхованию предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории всех стран-членов ЕС.

До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков, продвижение больших рисков не имело ограничений. Директива говорит о необходимости контроля за продвижением всех рисков, причем, этот контроль должна осуществлять та страна, которая продвигает страховую услугу.

Третья директива по личному и неличному страхованию предусматривает следующие правила, рекомендуемые всем странам-членам ЕС:

1. Правило о передаче и распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков. Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. Оно вводит обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться странной, выпускающей полис.

2. Правила единой лицензии.

3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов надзора (потребовать дополнительную информацию о страховщике можно лишь, если есть подозрения в недобросовестности).

4. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги.

5. Правило о координации регулирования технических резервов означает соблюдение следующих требований:

. по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти по годовому бухгалтерскому отчету страховых компаний;
. по активам: выбор направлений и объектов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями.

6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию.

Существуют также специальные директивы: по кредитному страхованию, страхованию ответственности заемщика, а также по страхованию автогражданской ответственности, юридической защите бухгалтерской и других видов отчетности.

Требования, предъявляемые к национальным органам надзора за страховой деятельностью:

1. Органы надзора должны осуществлять надзор за финансовой деятельностью страховых компаний (платежеспособностью, размещением активов).

2. Органы надзора должны разработать надежные административные и учетные процедуры контроля деятельности страховых компаний, а также механизмы внутреннего контроля.

3. В центре внимания органа страхового надзора должен находиться анализ платежеспособности страховой компании, включающий:

. оценку рисков, связанных с активами;
. актуарный анализ риска;
. анализ соотношения активов с принятыми обязательствами;
. валютное согласование;
. анализ эффективности и прибыльности.

Существуют правила единого лицензирования для всех странчленов ЕС:

1) использование единых организационно-правовых форм для создания страховых компаний;
2) ограничения на вид деятельности;
3) обязательность предоставления схемы страховых операций, схемы погашения страховых рисков в экстренном случае;
4) обязательность наличия гарантийного фонда;
5) честность, добропорядочность и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)