Степень реализации национальных внутриэкономических интересов РФ

Национальная экономическая безопасность – это состояние стабильности и надежности социально-экономической системы, отсутствие опасности, угрожающей социальной, экономической или финансовой деятельности людей. Национальная экономическая безопасность подразумевает высокую степень защищенности предприятий, организаций и отдельных индивидов от внешних и внутренних экономических угроз.

Долгосрочные национальные интересы России состоят в следующем:

  • укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России;
  • укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
  • сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

У государства имеются свои, отличные от общественных, жизненно важные экономические интересы:

  • экономическая стабильность в обществе и государстве;
  • регулирование народнохозяйственного комплекса и поддержка различных его отраслей;
  • проведение эффективной национально ориентированной внешнеэкономической политики;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • ликвидация коррупции и преступлений в экономической сфере.

Рассмотренные жизненно важные экономические интересы по срокам своей реализации являются долговременными или постоянными.

Экономическая безопасность страны обеспечивается, прежде всего, эффективностью самой экономики. Помимо защитных мер, предпринимаемых государством, она должна защищать себя сама, опираясь на высокую производительность труда, качество продукции и т.д.

Обеспечение национальной экономической безопасности является обязанностью всей системы государственных служб, а также всех звеньев и элементов экономики.

Интересно
Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства. Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.

В начале ХХI в. экономика РФ оказалась перед фундаментальными долгосрочными вызовами, возникшими как вследствие мировых процессов и трендов, так и по причине внутренних ограничений и узких мест развития.

Во-первых, это усиление международной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы.

Во-вторых, усиление роли инноваций в развитии экономики и снижение роли традиционных факторов экономического роста. Отставание в развитии новых технологий приведет к потере конкурентоспособности российской экономики.

В-третьих, возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Четвертый вызов – это кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики.

Негативное воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе – дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов.

Наиболее ярко выраженные угрозы национальной экономической безопасности в современном мире включают в себя следующие компоненты:

  • социальная напряженность, социальная агрессия и социальные взрывы насилия (революции, гражданские войны, локальные конфликты);
  • рискованные операции в банковской и финансовой сфере;
  • офшорный бизнес, уклонение от налогообложения;
  • вывоз капитала и активов за рубеж;
  • утеря производственного потенциала вследствие высокого износа основных фондов и угроза техногенной катастрофы;
  • чрезмерная величина внешнего долга;
  • нестабильная инвестиционная активность;
  • низкая конкурентоспособность продукции;
  • резкие изменения валютного курса национальной денежной единицы;
  • слишком большие различия в уровнях жизни, экономического и социального развития разных слоев населения, разных регионов страны.

В Стратегии национальной безопасности, принятой в конце 2015 г., под угрозой национальной безопасности понимается «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства».

Это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Основные направления участия гражданского общества в обеспечении экономической безопасности страны следующие:

  • участие в обсуждении, анализе и разработке политических решений, касающихся развития экономики страны;
  • выражение и представление органам государственной власти экономических интересов различных слоев общества;
  • отстаивание этих интересов через соответствующие организации и объединения гражданского общества;
  • борьба с коррупцией и теневой экономикой, а также иными негативными явлениями, угрожающими экономической безопасности государства.

Осознание и выражение данных направлений в гражданском обществе осуществляется прежде всего политическими партиями, которые в качестве одной из целей имеют формирование общественного мнения и возможность выражения позиций граждан относительно различных сфер общественной жизни, в том числе путем донесения этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, а также местного самоуправления75.

Кроме политических партий важным элементом общественной структуры являются общественные организации. В их числе могут быть общественные движения, разнообразные фонды, учреждения и союзы, которые в составе уставных целей и по выполняемым функциям обеспечивают защиту интересов личности, социальных групп и общества в целом от внутренних и внешних экономических угроз.

Также следует отметить научные организации, а также экспертные и исследовательские объединения, которые проводят исследования по проблемам экономической безопасности, активно сотрудничают с государственными, коммерческими и общественными организациями в области проведения и проверки результатов широкого спектра экспертиз, консультируют и вырабатывают рекомендации по вопросам обеспечения экономической безопасности.

Важным элементом системы обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне являются службы безопасности предприятий.

Явной тенденцией последнего десятилетия является увеличение количества, расширение сфер деятельности и уровня взаимодействия служб экономической безопасности отдельных промышленных и коммерческих фирм и финансовых институтов, а также частных организаций безопасности, что вызвано потребностью компаний в снижении уровня коммерческих и иных рисков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)