Сущность и значение безопасности управления государственным имуществом

Экономическая роль государства в современных условиях чрезвычайно возрастает. Тематика государственной собственности постоянно находится в центре внимания практически всех общественных наук.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государственная собственность призвана обеспечить необходимые социально значимые гарантии прав и свобод граждан. Государственная собственность носит стабилизирующую роль в экономике и выполняет важнейшие экономические функции. В собственность государства входят объекты и производства, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности общества. Это все то, что нельзя отдавать предпринимательскому сектору. Или то, что ему не интересно с точки зрения прибыли.

Государственная собственность является драйвером экономического подъема, гарантом сохранения и увеличения национального богатства.

Конституция Российской Федерации в статье 72 определяет, что «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Природопользование, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры».

Важнейшим составным элементом государственной собственности являются объекты социальной сферы, что гарантирует обществу доступные медицинские и образовательные услуги. Это позволяет государству активно бороться с массовыми эпидемиями и болезнями.

По аналогии с государственной собственностью (имуществом) к муниципальной собственности (муниципальному имуществу) относятся:

  • имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями (МУП), основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенные предприятия);
  • имущество, закрепленное за муниципальными учреждениями;
  • имущественные права муниципалитета, вытекающие из его участия в коммерческих организациях (акции; доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и/или обществ).

Пока перечисленное выше имущество находится во владении государства (муниципалитета), оно обязано рачительно им управлять, то есть обеспечивать его сохранность, поддерживать его в хорошем состоянии и, по возможности, получать доход от его эксплуатации. Вместе с тем надо отметить, что ни одно государство не может определить размеры своей собственности. Они зависят от конкретного периода в истории, от политики, от международных факторов. Так, в период советской истории государство владело подавляющей долей имущества.

В процессе становления рыночной экономики более прибыльные объекты государственной собственности были приватизированы. Государственный сектор значительно уменьшился в своих размерах.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Национализация представляет собой передачу в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

В условиях рыночной экономики происходят постоянные колебания в экономике. В условиях кризиса государство стремится к продаже части своего имущества. Процессы приватизации и национализации никогда не остановить, особенно в нашей стране с ее разнообразными региональными особенностями. В этой связи требуется научное обоснование необходимости и размеров государственного сектора в экономике. На практике следует стремиться к повышению эффективности механизмов управления государственной собственностью.

Интересно
Государство не может осуществлять свои социальные функции, не имея имущественного обеспечения. Причем оно является монопольным собственником на некоторые виды имущества, которые жизненно важны для общества. Государственная собственность выступает одной из форм общественной собственности. Она существует на трех уровнях. Это общефедеральная, региональная собственность и муниципальная. Однако, сохраняя единство всего государства, как уже отмечалось, существует понятие «совместного ведения».

Это есть гарантия целостности страны. С социально-экономической позиции государственная собственность выражает взаимоотношения в обществе по поводу совместного ведения хозяйственной деятельности и удовлетворения потребностей граждан. Особенностью института государственной собственности является то, что он регулируется практически всеми отраслями права, Конституцией РФ, кодексами, федеральными и региональными правовыми актами.

В государственной собственности России находится имущество органов власти и управления Российской Федерации. А также финансовые ценности (средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные фонды). Государственное имущество может передаваться во владение, пользование и распоряжение государственным предприятиям, организациям и учреждениям. Так же существует понятие государственно-частного партнерства, то есть совместного владения имуществом.

Субъектом управления государственной собственностью на уровне Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития.

В регионах созданы аналогичные структуры. Объекты государственной собственности подразделяются на 3 группы:

  1. Объекты общегосударственного значения, прямо связанные с обеспечением обороны и общественной безопасности, управлением государственными органами, эмиссией и хранением бюджетных средств, федеральными коммуникациями и т.п. На эти объекты государство имеет монопольное исключительное право собственности, они не подлежат приватизации.
  2. Объекты, обеспечивающие поддержание базовых отраслей экономики страны, находятся в государственной собственности. Вместе с тем возможно и совместное владение, а также может проводиться и приватизация в полном объеме.
  3. Объекты социальной защиты и поддержки населения. На большинство объектов этой группы распространяется право государственной собственности.

Как правило, эти объекты некоммерческого направления деятельности. Государство должно обеспечить всем трем группам безопасное функционирование. Для этого необходимо защитить их от возможных опасностей и угроз в этой сфере.

Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности).

Роль государственной собственности в экономической системе страны проявляется в том, что она:

  • необходима в тех сферах и секторах экономики, которые не интересны (не прибыльны) для предпринимателей;
  • обеспечивает производство общественных товаров (оборона, правопорядок и т.д.);
  • способствует сохранению государственного сектора в экономике;
  • позволяет обеспечить общее финансовое пространство, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса;
  • используется в обеспечении фундаментальных направлений в науке, включая цифровизацию экономики;
  • позволяет государству быть самостоятельным в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и мира;
  • позволяет сглаживать цикличность экономического развития.

Роль государственной собственности, доля объемов государственной собственности в странах с рыночной экономикой изменяются в зависимости от развития, политической конъюнктуры, безработицы, инфляции и национальных традиций.

Роль государственной собственности в рыночной экономике связана с реализацией функций, которые является исключительной прерогативой государства. Государственная собственность также имеет отношение к обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, создавая возможности для взаимодействия государства и предпринимательских структур.

Это обусловлено со стороны каждого предпринимателя стремлением: – обеспечить легитимность своего бизнеса; – добиться налоговых и иных льгот; – добиться патроната государственных (муниципальных) структур для успешного ведения конкурентной борьбы с другими предпринимателями на рынке.

Со стороны же государства (муниципалитета) это взаимодействие вызвано необходимостью:

  • добиться как можно более полной собираемости налогов и сборов;
  • обеспечить требуемое направление и темпы развития экономики, а также основные хозяйственные пропорции;
  • сохранить контроль над ключевыми и стратегическими отраслями и производствами.

Последний аспект обусловливает необходимость обеспечения безопасности управления государственной (муниципальной) собственностью в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)