Стадии наградного производства

В управленческих процедурах определяются стадии, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фиксации. Процедуры могут требовать совершения и чисто ритуальных действий для придания процессу особой торжественности.

Наградное производство не исключение, и ему присущи определенные стадии. Конкурсное и оба внеконкурсных производства (индивидуальное и списочное), несмотря на имеющиеся между ними различия, довольно близки. Они организуются на общих принципах, обеспечиваются едиными гарантиями и развиваются по единым стадиям наградного производства.

Однако стадийность наградного производства значительно отличается от типичных стадий административного процесса.

В теории юридического процесса под стадиями понимаются относительно самостоятельные этапы юридического процесса, на каждом из которых решаются специфические задачи производства и с этой целью совершаются строго определенные правовыми нормами юридические действия и составляются (издаются) юридические документы.

Аналогично предложено определять и стадии поощрительного производства – как отдельные части поощрительного производства с индивидуальными особенностями временного, процессуального характера, имеющие различный круг субъектов, наделенных определенными правами и обязанностями, завершающиеся процессуальным документом и преследующие как индивидуальные, так и общие цели, задачи, принципы этого производства.

Одни авторы выделяют в административном процессе четыре стадии:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела и принятие по нему решения;
  • обжалование и опротестование (пересмотр) решения;
  • исполнение принятого по административному делу решения.

Другие разделяют первую стадию на две: возбуждение административного производства и предварительное расследование (предварительное выяснение фактических обстоятельств дела).

Третьи разделяют на две стадии не первую, а вторую из вышеуказанных и считают рассмотрение административного дела и принятие решения самостоятельными стадиями административного процесса.

Таким образом, в административном процессе вычленяются четыре или пять стадий. Среди них имеются обязательные и факультативные стадии.

Так, факультативной стадией принято считать обжалование и опротестование (пересмотр) решения по административному делу. Некоторые авторы делают дополнительную оговорку, что в реальном административном процессе могут отсутствовать и другие стадии: например, стадия исполнения решения.

В целом же в науке административного права наблюдается единство мнений относительно содержания административного процесса, а деление его на четыре или пять стадий производится с незначительными нюансами.

Однако относительно стадий поощрительного производства в юридической науке были выражены различные мнения.

Так, П.И. Кононов не усмотрел в поощрительном производстве особенностей и воспроизвел применительно к нему общий административно-процессуальный подход (пять стадий):

  • возбуждение поощрительного дела;
  • предварительное рассмотрение ходатайства о поощрении;
  • рассмотрение поощрительного дела по существу и принятие по нему решения;
  • обжалование решения о поощрении или об отказе в поощрении (факультативная стадия);
  • исполнение вынесенного по поощрительному делу решения.

П.П. Сергун тоже встал на сторону общего административно-процессуального подхода (четыре стадии), но при этом принципиально исключил из поощрительного производства стадию обжалования. Согласно его мнению, по количеству, наименованию и в целом правовому статусу в каждой стадии поощрительного производства есть определенные особенности, что подчеркивает самостоятельность этого вида административного производства.

Как следствие, в поощрительном производстве им выделены три стадии:

  • возбуждения;
  • рассмотрения и принятия решения;
  • исполнения.

А.П. Коренев выделил в производстве по делам о поощрениях набор стадий, который близок к общему административному подходу, но исключает стадию обжалования и опротестования решения:

  • возбуждение ходатайства о поощрении;
  • представление к поощрению;
  • рассмотрение представления (дела) о поощрении и принятие решения о поощрении;
  • вручение поощрения.

Сходную позицию заняла Г.Д. Денисова с той лишь особенностью, что четвертая стадия поощрительного производства определена ею как опубликование указа о поощрении и вручение поощрения.

Д.В. Белоцеркович, основываясь на пятистадийной структуре административного процесса, по аналогии с ним выделил в наградном производстве субъектов Российской Федерации следующие стадии:

  • возбуждение ходатайства о награждении;
  • рассмотрение наградных материалов;
  • принятие решения о награждении;
  • вручение награды;
  • отмена награждения или лишение награды.

В несколько модифицированном варианте эта структура изложена В.М. Дуэль.

По ее мнению, в зависимости от уровня награды стадии наградного производства могут иметь отличия, но в целом можно выделить следующие стадии:

  • возбуждение дела о награждении;
  • государственную и общественную оценку материалов о награждении;
  • принятие решения о награждении;
  • исполнение решения (награждение).

Помимо указанных стадий, автором выделена «такая специфическая процедура, как депоощрение», которая, по существу, описывается автором как пятая стадия наградного производства, хотя буквально и не названа стадией342.
В том же русле развивается мысль В.А. Винокурова, который выделил основные и факультативные стадии наградного процесса.

К основным стадиям он отнес:

  • возбуждение ходатайства или оформление представления к награждению;
  • согласование представления или ходатайства;
  • принятие решения о награждении;
  • вручение награды.

К факультативным стадиям, которые автор считает возможным рассматривать и в качестве отдельных производств, отнесены:

  • оформление права награжденного на установленные законодательством преимущества;
  • лишение лица наград государства;
  • восстановление лица в правах на награды государства;
  • отмена акта о награждении;
  • признание утратившим силу акта о награждении при отказе награжденного от получения награды государства.

Однако позиция В.А. Винокурова имеет множество серьезных изъянов. Так, предварительное рассмотрение представления к награде наградной комиссией автор разместил и в составе стадии согласования, и в составе стадии принятия решения о награждении.

Интересно
Не вполне понятна причина, по которой автор совместил в первой стадии возбуждение ходатайства о награждении с представлением к награде, которые представляют собой два самостоятельных и отдаленных друг от друга во времени процессуальных наградных института; в частности, представление к награде производится только после получения всех согласований ходатайства о награждении (вторая основная стадия в наградном процессе у В.А. Винокурова).

Кроме того, вызывает резкое возражение разделение отмены награждения и лишения наград на две самостоятельные стадии наградного процесса, поскольку любая из них исключает другую, а по своей процессуальной форме они чрезвычайно близки.

Что же касается стадии признания утратившим силу акта о награждении при отказе награжденного от получения награды государства, то такой стадии нет ни в одном акте наградного законодательства, и в наградной практике она неизвестна.

Данная стадия представляет собой результат научных изысканий автора и составляет его научно-практическое предложение, причем вызывающее категорические возражения,

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)