Старт реформы

Осенью 1991 г. экономика России была близка к краху, и внимание руководства сосредоточилось на ней. Перед ним стояли две задачи: срочная – остановить падение экономики, стабилизировать ее и создать условия для подъема; стратегическая – модернизировать экономику, ускорить темпы роста.

Из опыта СССР был сделан вывод, что эти задачи в рамках централизованного планирования и управления нельзя решить и что нужно радикально реформировать всю систему общественных отношений, а не только экономических.

В основу реформы экономики была положена идея перехода на рыночные отношения.

Она пропагандировалась в обществе с 1990 г. Доказывалось, что рыночная конкуренция хороша во всем – в производстве, торговле, культуре, науке, что только экономическая свобода является основой подлинной демократии и роста благосостояния народа.

В России имелось несколько программ перехода к рыночной экономике. Б. Ельцин выбрал ту, что подготовила группа Е. Гайдара. Ее утвердил V Съезд народных депутатов РСФСР в октябре 1991 г. Для реализации программы было создано новое Правительство во главе с Президентом Б. Ельциным.

Непосредственно организацией и управлением ходом реформы занимался финансово-экономический блок Правительства во главе с Е. Гайдаром. Началась реорганизация органов управления «под реформы».

Число министерств и ведомств планировалось сократить в 6 раз – до 20, количество чиновников – вдвое. Россия вступила в переговоры с Западом о предоставлении ей крупных кредитов.

Программа реформы предусматривала в первую очередь:

  • освобождение цен;
  • либерализацию внутренней и внешней торговли;
  • массовую приватизацию собственности.

Реформа началась. Ее социальной опорой выступало большинство народа, уставшего от «советской» жизни. Особо выделялись четыре группы. Первая объединяла большую часть интеллигенции, управленцев, служащих – участников демократического движения, выступавших в 1989–1991 гг. под лозунгами «демократии и рынка» и жаждавших их реализации.

Во вторую входили представители партийно-хозяйственной номенклатуры, уже включившиеся в рыночные отношения «под прикрытием советской системы», в третью – индивидуалы и кооператоры, появившиеся в перестройку.

Четвертую группу составляли руководители промышленности и директора предприятий, увидевшие выгоду в неограниченном расширении возможностей распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами своего производства, остававшегося при этом государственным (уже формально).

Кроме того, они рассчитывали на участие в неминуемой приватизации предприятий. В этой группе особо были заинтересованы в либеральных реформах «генералы» сырьевых отраслей, связанных с внешних рынком. Торговля продукцией по мировым ценам, намного превышавшим внутренние, позволяла иметь хорошую прибыль и не очень зависеть от государства.

Руководители обрабатывающей промышленности, которая работала на внутренних потребителей и была в тяжелейшем положении, выступали за умеренное движение к рынку при финансовой поддержке и регулировании государством

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)