Теоретические подходы к институту гражданского общества и правового государства

Основной причиной возникновения концепции гражданского общества и правового государства было извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости, что и нашло свое отражение в трудах мыслителей мира.

Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье были представителями теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора.

По этой теории законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей доброй воле. Любое же отклонение от этого требования, установление отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества.

Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Гегеля. По его теории, в отличие от политического государства, являющегося выражением всеобщих интересов, гражданское общество – область действия частных интересов, которые ограждены от организованного произвола и насилия рамками правового порядка и государственного закона.

«Собственник, – подчеркивал Гегель, – есть первое наличное бытие свободы; она сама по себе есть существенная цель!».

Гражданское общество – категория историческая, которая должна так или иначе затрагивать совокупность общественных отношений, отражать взаимосвязь всех сфер общественной жизни.

Для современного человека духовные потребности, потребности в стабильном правовом пространстве, демократические ценности являются не менее важными, чем потребности материальные.

Интересно
В то же время надо отметить, «что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и так далее». Словом, эти ценности должны сочетаться гармонично.

Определяющим фактором общественного развития является характер взаимоотношений государства и гражданского общества.

Государство и гражданское общество нельзя отождествлять, но и противопоставлять их друг другу также нельзя. Типом государства во многом определяются состояние и формы активности гражданского общества.

Государство либо способствует, либо препятствует развитию гражданского общества. В случае если государство ограничивает свою деятельность только задачами укрепления и усиления собственной власти и пресечения центробежных тенденций, то гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни каждого индивидуума, вступает в противоречия с государством, противостоит ему и при определенных условиях под давлением общественных сил и движений снизу опрокидывает его, создавая новые формы политического развития.

Движение к гражданскому обществу есть движение к более полному воплощению правовых норм свободы, равенства граждан, приближению к универсальному нравственному порядку отношений.

Строительство гражданского общества в России – занятие невероятно трудное. Для того чтобы процесс этот шел ускоренными темпами и не сопровождался насилием и беззаконием, нужна политическая воля и активная позиция государства.

Правовое государство представляет собой многомерное развивающееся явление. Идея правового государства витала в воздухе еще с эпохи античности.

Интересно
В России эти идеи развивались на протяжении XVIII-XIX вв., но в конце XIX – начале ХХ в., когда остро стояли задачи преобразования существующего строя, проблема правового государства – государства, в котором безраздельно царствовал бы закон, – приобрела особую популярность.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересамн арода и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование отнюдь не являлось признаком правового государства.

Соответственно, представления о правовом государстве ассоциируются с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина.

Отцам-основателям либерального мировоззрения принадлежит идея о том, что в государстве должны властвовать не отдельные личности, а право и законы.

Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения права и законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.

Нормы права призваны, прежде всего, фиксировать взаимные претензии и обязанности, вытекающие из спонтанно формирующихся в гражданском обществе отношений.

Совершенно справедливо отметил профессор В.В. Лазарев, что правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, т.е. право в правовом государстве нуждается в моральном обосновании.

Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.

Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.

Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.

Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает интересам других людей.

Принципы правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство закона и, прежде всего, конституции создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
  2. Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан – второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.
  3. Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, и с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей.
  4. Не менее важным принципом правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
  5. Одним из основополагающих принципов правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор развития общества в целом.
  6. Для формирования правового государства требуется высокий уровень культуры вообще и правовой культуры в частности.

Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что «скупой платит дважды».

Нормальное функционирование правового государства непременно предполагает строгое следование требованиям законности, которые сводятся главным образом:

  • к неуклонному соблюдению и исполнению законов и изданных на их основе иных правовых актов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
  • созданию правовых актов лишь полномочными органами и в строго очерченных законодательством пределах компетенции каждого из них;
  • изданию правовых актов в формах, установленных Конституцией;
  • верховенству законов и обеспечению иерархии правовых актов по степени их юридической силы;
  • обеспечению устойчивости и стабильности правовых актов;
  • своевременному изданию, изменению или отмене правовых актов компетентными органами в установленном порядке;
  • точному и единообразному применению правовых актов в полном соответствии с их смыслом и соблюдением установленных законодательством организационных или процессуальных форм.

Правовое государство – наша безусловная цель, к которой мы за десятилетие действия российской Конституции, несомненно, очень серьезно продвинулись. Но сказать, что мы эту цель уже полностью достигли, ни один общественный и вменяемый гражданин, увы, не может.

Правовое государство невозможно без правового общества. Здесь, как ни в какой другой сфере нашей жизни, государство таково, каково общество.

А российское общество, опять-таки, правовым пока назвать нельзя. И движутся они – и государство, и общество – к полноценному правовому состоянию слишком медленно.

Вполне оправданно ставить вопрос о необходимости полномасштабной правовой реформы в России, куда бы входили три основные задачи и одновременно направления правовой реформы:

  • правовая трансформация российского общества;
  • трансформация и стабилизация системы права;
  • реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Бутылин, который подтверждает важность и необходимость правовой реформы в современной России, в результате которой только и возможно сформировать правовое государство.

Необходимо прийти к выводу, что новое общество и правовое государство могут построить только высоконравственные люди, свято чтящие общечеловеческие ценности.

Трудно рассчитывать на цивилизованное поведение, если в людях не развиты элементарные этические нормы. Совестливость, порядочность, честность – понятия далеко не абстрактные, они всегда проявляются зримо в наших поступках, делах.

И нельзя согласиться с тем, кто считает, что в рыночных условиях человеческие отношения отходят на второй план, наоборот, только при истинно человеческом, цивилизованном общении могут быть налажены серьезные
деловые связи. И примеров тому в жизни немало.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)