Теоретические подходы к институту гражданского общества и правового государства
Основной причиной возникновения концепции гражданского общества и правового государства было извечное стремление человека к наилучшему устройству своей жизни в обществе на основе наивысшей человеческой справедливости, что и нашло свое отражение в трудах мыслителей мира.
По этой теории законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей доброй воле. Любое же отклонение от этого требования, установление отношений господства и подчинения, основанных на насилии форм общественной организации, рассматривалось ими как отрицание гражданского общества.
Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Гегеля. По его теории, в отличие от политического государства, являющегося выражением всеобщих интересов, гражданское общество – область действия частных интересов, которые ограждены от организованного произвола и насилия рамками правового порядка и государственного закона.
Гражданское общество – категория историческая, которая должна так или иначе затрагивать совокупность общественных отношений, отражать взаимосвязь всех сфер общественной жизни.
Для современного человека духовные потребности, потребности в стабильном правовом пространстве, демократические ценности являются не менее важными, чем потребности материальные.
Определяющим фактором общественного развития является характер взаимоотношений государства и гражданского общества.
Государство и гражданское общество нельзя отождествлять, но и противопоставлять их друг другу также нельзя. Типом государства во многом определяются состояние и формы активности гражданского общества.
Государство либо способствует, либо препятствует развитию гражданского общества. В случае если государство ограничивает свою деятельность только задачами укрепления и усиления собственной власти и пресечения центробежных тенденций, то гражданское общество как объединение людей, заинтересованных в обеспечении достойной жизни каждого индивидуума, вступает в противоречия с государством, противостоит ему и при определенных условиях под давлением общественных сил и движений снизу опрокидывает его, создавая новые формы политического развития.
Движение к гражданскому обществу есть движение к более полному воплощению правовых норм свободы, равенства граждан, приближению к универсальному нравственному порядку отношений.Строительство гражданского общества в России – занятие невероятно трудное. Для того чтобы процесс этот шел ускоренными темпами и не сопровождался насилием и беззаконием, нужна политическая воля и активная позиция государства.
Правовое государство представляет собой многомерное развивающееся явление. Идея правового государства витала в воздухе еще с эпохи античности.
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересамн арода и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование отнюдь не являлось признаком правового государства.
Отцам-основателям либерального мировоззрения принадлежит идея о том, что в государстве должны властвовать не отдельные личности, а право и законы.
Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения права и законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека и гражданина.
Нормы права призваны, прежде всего, фиксировать взаимные претензии и обязанности, вытекающие из спонтанно формирующихся в гражданском обществе отношений.
Совершенно справедливо отметил профессор В.В. Лазарев, что правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, т.е. право в правовом государстве нуждается в моральном обосновании.Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает интересам других людей.
Принципы правового государства:
- Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Верховенство закона и, прежде всего, конституции создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
- Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан – второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.
- Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, и с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей.
- Не менее важным принципом правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности – это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
- Одним из основополагающих принципов правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Права человека – это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор развития общества в целом.
- Для формирования правового государства требуется высокий уровень культуры вообще и правовой культуры в частности.
Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что «скупой платит дважды».
- к неуклонному соблюдению и исполнению законов и изданных на их основе иных правовых актов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
- созданию правовых актов лишь полномочными органами и в строго очерченных законодательством пределах компетенции каждого из них;
- изданию правовых актов в формах, установленных Конституцией;
- верховенству законов и обеспечению иерархии правовых актов по степени их юридической силы;
- обеспечению устойчивости и стабильности правовых актов;
- своевременному изданию, изменению или отмене правовых актов компетентными органами в установленном порядке;
- точному и единообразному применению правовых актов в полном соответствии с их смыслом и соблюдением установленных законодательством организационных или процессуальных форм.
Правовое государство – наша безусловная цель, к которой мы за десятилетие действия российской Конституции, несомненно, очень серьезно продвинулись. Но сказать, что мы эту цель уже полностью достигли, ни один общественный и вменяемый гражданин, увы, не может.
Правовое государство невозможно без правового общества. Здесь, как ни в какой другой сфере нашей жизни, государство таково, каково общество.
А российское общество, опять-таки, правовым пока назвать нельзя. И движутся они – и государство, и общество – к полноценному правовому состоянию слишком медленно.
Вполне оправданно ставить вопрос о необходимости полномасштабной правовой реформы в России, куда бы входили три основные задачи и одновременно направления правовой реформы:
- правовая трансформация российского общества;
- трансформация и стабилизация системы права;
- реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения и обеспечения доступа граждан к правосудию.
Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Бутылин, который подтверждает важность и необходимость правовой реформы в современной России, в результате которой только и возможно сформировать правовое государство.
Необходимо прийти к выводу, что новое общество и правовое государство могут построить только высоконравственные люди, свято чтящие общечеловеческие ценности.
И нельзя согласиться с тем, кто считает, что в рыночных условиях человеческие отношения отходят на второй план, наоборот, только при истинно человеческом, цивилизованном общении могут быть налажены серьезные
деловые связи. И примеров тому в жизни немало.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу