Стадии конфликтов

Понимание причин, типов и возможных участников конфликтных ситуаций должно в первую очередь способствовать лучшему управлению конфликтом в организации, а при его деструктивном характере – максимально быстрому разрешению.

С точки зрения проявления конфликтной ситуации можно выделить следующие основные стадии развития конфликта или формы его существования:

  • предконфликтная ситуация;
  • открытый конфликт;
  • разрешение конфликта;
  • отсроченный конфликт.

На стадии предконфликтной ситуации возникает объект конфликта, его будущие участники, в коллективе (организации) формируется социальная напряженность; но стороны могут предпринимать попытки найти компромисс, договориться. При недостижении сторонами мирного исхода спора конфликт переходит в открытую стадию.

Совокупность действий сторон на открытой стадии может привести к эскалации конфликта, его перерастанию из межличностного в межгрупповой и даже в общеколлективный. При обоюдном стремлении сторон к разрешению ситуации конфликт переходит в стадию разрешения и завершения.

Разрешение конфликта может быть частичным (прекращается внешнее конфликтное поведение) либо полным (преобразуются оба компонента конфликта: внешнее проявление и внутренние причины).

Не каждый конфликт проходит все три стадии. Изучать конфликт в организации можно, сделав первичную оценку ситуации, исследовав конфликт и определив его причины. После этого следует найти пути разрешения конфликта и осуществить организационные меры для устранения последствий.

Большинство конфликтов в организации представляет собой межличностные и внутригрупповые столкновения, происходящие вследствие многообразия личностных психофизиологических особенностей, целей, поведенческих установок.

Конфликт в организации – результат внутренних противоречий, возникающих между людьми, что говорит об организационных недостатках и необходимости создания благоприятного микроклимата в трудовом коллективе.

Восприятие конфликтной ситуации и первичная оценка являются первым важным шагом на пути к его разрешению.

Само осознание того, что конфликтная ситуация существует, скорее всего, направит усилия участников конфликта на его разрешение. Это произойдет в том случае, если стороны будут заинтересованы в скорейшем восстановлении нормальной обстановки в организации и продолжении ее работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)