Средства коммуникации

Следует полагать, что если средства и формы репрезентации той или иной коммуникативной системы имеют одинаковую природу и одни и те же объекты – гарантирует лишь обеспечение полиморфизма передающих каналов, но, ни в коей мере, не исчезновение одного из них, хотя, если средства идентичны в функционально-коммуникативном отношении – фотография и дагерротипия, например, или грампластинка и лазерный компакт-диск, то вытеснение может произойти в отсутствии иных, социальных или психологических условий.

По мнению К. Разлогова, рассматривающего средство коммуникации и коммуникативную систему, как связанные, но неидентичные понятия, что представляется методологически оправданным и вносит особую ясность в вопрос о средстве, «историческое развитие приводило к постепенному вычленению слуховых и зрительных знаков из единого потока жизни, но в формах записи происходил и обратный процесс сложения средств, позволяющих запечатлевать не только изображение или только звук, в целое аудиовизуального произведения».

Вопрос исчезновения средства, поэтому, лежит в плоскости психологической или социальной, гедонистической или гуманистической, но не только лишь в сфере коммуникации.

Глобальные информационные системы, адаптируя телевидение, не вытесняет его традиционные формы, но создают свои собственные, существующие параллельно с ним. Так, в телевидении соответственно стремлению к многоканальности, то есть расширению объема и тематики поставляемой потребителю информации возникли кабельные технологии, параллельно, отчасти, разрешившие проблему ограничения распространенности сигнала прямой видимостью передающей станции и позволившие организовать весьма насыщенные информационные потоки.

Спутниковое телевидение избавило потребителя от жесткой привязки к кабелю, но наложило иные регулярные ограничения связанные с зонами видимости и вывело на первый план проблемы лингвистические.

Компьютерные сети комплексно решают все эти проблемы, кроме языковых, попутно и, в основном, привнося недостающую телевидению интерактивность. Однако каким привлекательным не было бы средство доставки информации – сама ее форма, определяющая содержание того или иного СМК, остается неизменной, и, следовательно, само средство не исчезает, будучи поглощенным новой сущностью.

Подобно тому как кинематограф становится ныне достоянием общественности, в основном, благодаря телевидению и видеокассетам, из-за удобства именно такой формы просмотра, но продолжает существовать и в традиционном виде, благодаря собственным, имманентным данному искусству особенностям, телевидение, интегрируясь в каналы глобальных информационных сетей, приобретет новые способы проникновения к аудитории, но сохранится, как культурное явление, не претерпев сколь-нибудь принципиальных перемен.

Интересно
Так уже сегодня все больше говорят об Интернет-телефонии, как реальной альтернативе традиционным телекоммуникационным каналам и о сетевом телевидении, как ближайшей перспективной альтернативе эфирному, спутниковому и кабельному телевидению. Однако, как ни радужны ожидания в отношении этих средств завтра, сегодняшний день позволяет смотреть на них, как на весьма отдаленное будущее, тем более в реальных условиях информационно-технологического отставания России.

Следовательно, учитывая наличие тенденции как таковой, следует искать пути реализации новых задач информационного общества на основе ныне существующей инфраструктуры. В социальном смысле, столь явственный дисбаланс между общими тенденциями развития общества и состоянием технологии, порождает череду специфических феноменов психологического социально-психологического порядка.

А. Тоффлер, предвидя эти процессы, утверждал, что, приняв неверное решение относительно путей развития коммуникации, «мы поляризуем общество на людей, обладающих компьютерной грамотой, подключенных к кабельному телевидению, принимающих передачи по системе спутниковой связи и на массы трудящихся, которые лишены доступа к информации».

Таким образом тенденция социальной дифференциации и расслоения общества по признаку «подключенности» к информационным каналам проявляется даже на ранних стадиях ИКР, что характерно для России и других стран, находящихся на информационной периферии.

Строго говоря, мы можем отметить на совершенно реальном материале, как оправдываются ожидания о техногенном расслоении общества, часть которого вполне интегрирована в самое современное информационное пространство и полноценно пользуется его преимуществами (как в материальном, так и интеллектуальном отношении), другая же – большая часть – вынуждена смириться с жестким коммуникативным ограничением. Учитывая то обстоятельство, что современная мировая экономика жестко замыкается на коммуникативные каналы, а обладание информацией имеет и материальную сторону, указанное выше ведет и к экономическому расслоению. Это же относится и к сфере искусства.

Художественная образность постмодерна не просто интегрирована в компьютерную реальность, но проистекает из нее, имея в первооснове и технологию и эстетику нового киберпространства. Те, немногочисленные пока, прорывы в национальные общедоступные телевизионные каналы произведений постмодерна, не только не могут быть восприняты в качестве их адекватного наполнения, но и отторгаются массовой аудиторией.

Эстетика постиндустриализма, с ее виртуализованной псевдодействительностью и полным пренебрежением к законам реального мира, свернутой логикой или полным алогизмом фабулы, с многоярусными вложенными одна в другую визуальными инсталляциями – воспринимаются средним потребителем аудиовизуальной продукции как хаос, неструктурированный поток сознания («гетерогенный хаос»).

По всей вероятности, техногенная доминанта революционного периода информатизации сферы искусства и поиск новых путей в реализации собственных замыслов, приводит художников «киберпространства» к некоторому единому принципу осмысления.

Теория интертекстуальности (Ю. Кристев, Р. Барт, М. Фуко и др.), рассматривающая каждое произведение как взаимосвязь и взаимоцитирование текстов – к которым в данной трактовке относится все от литературы до внутреннего неосознанного индивидуального мира художника – имеет особо характерное выражение в гипертекстовой структуре «киберпространства», в котором текст есть сложная взаимосвязь вложенных конструкций, вытекающих одна из другой.

По сути дела, рукотворное «киберпространство» с его гипертекстовой структурой информации может быть воспринято как модель континуального информационного пространства Вселенной и эта метафора все более ощутимо влияет и на визуальные искусства, в частности, телевидение.

Однако, не следует рассматривать вопрос о культурогенезе в рамках глобальных телевизионных коммуникаций только с точки зрения технологической, в той же мере как и недооценивать реального влияния технологии. В самом деле, искусство не есть порождение технологии в буквальном смысле, но оно с легкостью осваивает технологию и, черпая в дополнительных способах отображения бытия новые изобразительные силы, тем самым преображается, становясь на новые, дотоле недоступные ступени.

И, так как искусство динамично по своей сути, способно обогащаться за счет развития отдельных его составляющих, видоизменяться, подстраиваясь под те реальные условия, в которых вынуждено существовать и эстетические ожидания, мы должны отметить вполне объективное изменение современного искусства как по социальным, так и по технологическим причинам.

Приближаясь путем экспериментальных итераций к истинному понимаю мира с точки зрения художника, телевидение, даже в ошибочном, порой, обретает истину, так как поиски его лежат в сфере человеческого бытия, то есть в вечной сфере познания действительности, окружающего мира и образного его осмысления.

Телевидение отражает осознанное стремление людей к познанию бытия через познание самих себя, через интуитивное постижение, самовыражение, направленное вовне и осознание, в конечном итоге, своего места в целостной картине мироздания.

И те процессы, что ныне определяют его развитие, в конце концов приведут и к новому пониманию мира через искусство, но уже на иных принципах и в иных общечеловеческих координатах и, по большому счету, в новом человеческом сообществе, главной движущей силой которого станет коммуникация.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)