Специфика массовой коммуникации

Дальнейшее абстрагирование знаковой системы, то есть символов кодировки информации встретило естественное сопротивление на уровне способности к декодированию человеческим мозгом и стало развиваться не на рационально-понятийном или графическом уровне, а на эмоционально-образном, то есть вместо совершенствования графического языка по пути дальнейшего упрощения стала развиваться система образов и характерных выразительных средств (хотя появление стенографии в какой-то степени свидетельствует о том, что процесс мог бы развиваться и в направлении чисто знаковой абстракции, но требовал бы значительных надструктурных изменений в аудитории).

Усложнение языка и развитие системы стереотипов, как эталонов восприятия и своего рода семантических кластеров, имеющих устойчивое небуквальное наполнение, штампов, идиоматических оборотов, характерных для периодического печатного издания шло параллельно с развитием языка, адаптируя его самые прагматические элементы.

Синтактическая составляющая текста явственно обособлялась от литературных первоисточников, пока в силу присущей СМИ континуальности и дискретности не выделилась в индивидуальный газетный стиль с собственной структурой аргументации и контраргументации, построения фраз и лексической основой.

В сущности, эта стадия развития кодовых форм массовой информации заложила основы нового качественного перехода на более высокий уровень, который произошел как под влиянием социальных ожиданий, так при катализирующем техногенном влиянии.

Изобретение кинематографа не только перевело систему средств массовой информации из моносистемной стадии развития в бисистемную, но и принципиально, расширило диапазон отображаемой реальности.

Скачкообразное расширение информационных каналов, резкое количественное увеличение информационных потоков, изменение уровня абстракции носителя и наконец принципиально иная знаковая система – в сущности новый язык динамического визуального образа – всего лишь небольшая часть следствий этого революционного перехода по ступени развития коммуникации.

Массовая коммуникация не просто приобретает новые средства отображения действительности, но и осваивает новый пласт реальности, адаптированный коммуникацией в динамической иконографии киноэкрана.

Механика нанесения знака на носитель заменяется физико-химическим процессом, что само по себе является более высокой степенью абстракции, носитель, усложняясь по своей природе уже не столь доступен для непосредственного декодирования органами чувств и, следовательно, возникает потребность в декодирующем устройстве.

Тенденция, взявшая начало в глубокой древности продолжает движение вперед. Абстрагирова-ние носителя увеличивает его информационную емкость и одновременно усложняет технологию кодировки. Знаковая система приобретает характер динамический, добавляя к двум координатам измерения третью, временную, тем самым усложняя процесс упаковки и увеличивая одновременно ее плотность.

Таким образом единственная, оставшаяся прежней составляющая коммуникации – канал, не претерпевший серьезных изменений со времен палеолита (поезд, пароход и автомобиль с 2-3-кратным увеличением по сравнению с лошадью скоростью доставки) объективно требовал качественного перехода на новый уровень и выхода за пределы физиологических или близких к ним границ.

Телеграф и телефон в силу ряда обстоятельств не сыграли сколь-нибудь значительной роли в развитии средств массовой информации – разве что их функционирования, хотя по-видимому являлись той подготовительной стадией развития средств связи, которые дали толчок к возникновению радио.

Именно изобретение беспроводной передачи информации на значительные расстояния при помощи радиоволн стало третьим – полисистемным этапом развития системы массовой коммуникации. Появление нового информационного канала – революционного по отношению к прежним, привело к целой гамме столь же революционных переходов как в области семиотического наполнения канала коммуникации, так и в сфере носителей информации.

Появление электронных средств связи стало для коммуникации переломным, так как интеграционное ожидание общества получило новые возможности реализации.

Сложившаяся полисистема СМИ обрела не только новое свойство трансляционности, когда кинетический и перцептивный периоды информации стали вполне симультанны, не только преодолела поистине неограниченные расстояния, но и получила теперь уже действительно массовую – теоретически неограниченную аудиторию.

Впрочем расплатой за новые достижения стало дальнейшее усложнение системы кодер-декодер и практически полное абстрагирование носителя, который на этом этапе вышел за пределы материального мира, превратившись в волну. Новый информационный канал не смотря на сугубую сложность технологии и значительные потери при кодировке и раскодировке информации, в ходе прохождения от коммуникатора к коммуниканту стал столь привлекателен, что современники предрекали ему самое грандиозное будущее.

Таким образом коммуникация, проходя системные стадии совершенствования организации и структуры стала поистине полиморфичной и сформировала весьма насыщенную информационную среду с весьма интенсивным информационным наполнением. Разовая коммуникация первой стадии развития системы перешла к систематической и, наконец, постоянной.

Являясь системой с высокой степенью организации, целостной и многофункциональной она явственно обнаружила черты многоуровневого строения, где элемент низшего уровня несет в себе закономерности для возникновения на его базе элемента более высокого по иерархии, который в свою очередь содержит в себе предпосылки для возникновения следующего.

Синкретическая первобытная коммуникация по мере ответвления отдельных ее видов превращается в синтетическую полиморфную коммуникативную систему, каждый элемент которой столь же самоценен, сколь и подчинен общей ее функциональности.

Уровень абстракции носителя (и, как следствие, плотность упаковки информации) и пропускная способность канала в данном случае могут рассматриваться как первичные и основные факторы, определяющие направление развития коммуникативных систем.

Следующим этапом усложнения системы коммуникации – в первую очередь массовой, ибо она наиболее востребована и прагматична – стало появление телевидения, синтезировавшего в себе все ранее сформированные особенности средств информации.

Информационное наполнение телевидения не только адаптировало формы и способы отображения реальности из целого ряда визуальных искусств, кинематографа и радио, но и породило специфические, только для него характерные феномены, природа которых скрыта глубоко в его дуалистической по природе сути – средства коммуникации и искусства. При этом по мере развития телевидения две эти составляющие не только не входят в противоречие, но явственно обособляются, приобретая при этом различные функции и находя различные выразительные средства.

Символьный язык телевидения не просто наследовал у кинематографа образный и понятийный ряд, но синтезировав их создал собственный комплекс образов и понятий, которые в силу перцептивного опыта аудитории уже не требуют дополнительного декодирования, а воспринимаются цельными, нерасчленимыми блоками, семантическими кластерами на уровне первовидения.

Сложнейшее сочетание эмоционально-образных и рационально-понятийных мотиваций при восприятии телевизионного зрелища позволяет с легкостью расшифровывать самые сложные и информационно насыщенные сообщения с весьма высокой степенью абстрагирования символа.

Полиморфизм и инвариантность воздействия позволяет с высокой степенью эффективности на надрациональном и рациональном уровнях усваивать передаваемую информацию. Именно это свойство стало основой того, что телевидение широко используется в качестве одного из действенных инструментов образования.

Таким образом тенденция развития массовой коммуникации, пройдя все стадии усложнения символа и знаковой системы, увеличения плотности упаковки информации на носителе и расширения информационного канала пришла к некоему системному порогу, реализовав практически все технологические возможности на самом высоком уровне.

Полисистема коммуникации не могла не совершить нового революционного перехода к новой моносистеме, стоящей на более высоком уровне организации и структуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)