Способы коммуникации

Известно, что цель коммуникации – изменение знаний, убеждений, поведения получателя сообщений. Если удается изменить установки, поведение объекта коммуникации, то действия коммутатора можно рассматривать как влияние, которое можно осуществить тремя способами:

  • принуждая его (используя формальную власть);
  • манипулируя его сознанием. Обычно под манипуляцией сознания понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентацией, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания;
  • убеждая, привлекая его к сотрудничеству.

Сотрудничество отличается от манипулирования не столько методами или приемами воздействия коммуникатора на объект, сколько сравнительно большей свободой выбора индивидом своей позиции, линии поведения.

Манипулятор фактически не оставляет индивиду свободы выбора.

И в этом – безнравственность манипуляции. Однако, вне зависимости от наших нравственных ценностей, политические и рыночные реальности, в которых мы живем, – сами манипулятивны по своей природе.

Как правило, менеджеры, работающие в сфере управления информационными потоками, формальной властью не обладают. Поэтому их влияние строится либо на манипуляции, либо на убеждении и сотрудничестве, либо на определенной  комбинации этих подходов.

Планируя организацию влияния на различные аудитории, управленцу следует учитывать, что передаваемое сообщение кроме коммуникативной составляющей должно содержать достаточно мощный мотивационный заряд. Чтобы стимулировать определенное поведение.

По мнению В. Парето, важна не столько рациональность или логичность в мыслях, сколько умение создать впечатление. Есть слова, оказывающие магическое влияние. И для создания нужного эффекта следует употреблять эти слова, даже – и особенно – если в них нет четкого смысла. В книге Шейнова В.П. приводятся десятки примеров на этот счет.

Подготовка мотивирующих поведения текстов, теле-, радио сюжетов, клипов требует от коммуникатора не только высокого профессионализма, но и очевидных творческих способностей. При необходимости может быть запланирован для использования и такой инструмент влияния, как лоббизм, базирующийся на политических, финансовых или иных связях.

Умелое сочетание методов использования средств массовой коммуникации, межличностных контактов с разнообразными формами лоббистской деятельности во многом определяют успех коммуникации, достижение организационных целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)