Сознательность социального конфликта

Социальные конфликты являются сознательными, т.е. субъекты этих конфликтов – люди, институты, общности, народы, действующие сознательно, т.е. преследующие определенные цели, по определенным сознательным программам.

Вопрос другой, что получается в результате этих сознательных действий множества субъектов противоречия? Здесь вполне уместно сослаться на Энгельса, который писал:

…история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, чем она есть опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств.

Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая – историческое событие.

Этот результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел.

Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения.

Но из того обстоятельства, …что эти законы достигают не того, что они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, – из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее*.

В этом высказывании отчетливо просматривается колебание Энгельса между желанием считать исторический процесс как бы бессознательным, похожим на природный процесс и пониманием разницы между «бессознательностью» природного и общественного процесса.

Энгельс не раскрывает свое понимание «равнодействующей» это может быть и объективный результат (историческое событие), в котором субъективное и сознательное уже снято, и коллективная воля.

Последнее принципиально важно, так как в результате этих конфликтов и происходит формирование коллективного сознания, цели и воли, что делает историческое событие не бессознательным, а коллективно сознательным феноменом.

Поэтому социальное противоречие на всех этапах своего развития представляет собой в той или иной мере сознательное противоборство между его участниками, но результат этого противоборства, во-первых, не соответствует полностью целям противоборствующих субъектов и, во-вторых, значительно богаче тех целей, которые преследовали конфликтующие субъекты.

За счет последнего и происходит обогащение результатов развития истории, человечества. Разве большевики стремились к тому, что получили в результате пролетарско-социалистической революции? Конечно, нет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)