Создание Русского географического общества

Благодаря славянофилам и «западникам» этнологическая мысль в России с самого начала не ограничивалась интересом к экзотическим народам и культурам, как это было во многих европейских странах, а обратилась к культуре русского, государствообразующего народа.

И безусловно, особое стимулирующее значение здесь имело осмысление реформ Петра — этого грандиозного и имевшего огромные исторические последствия социокультурного эксперимента, нарушившего «естественное» и привычное течение русской жизни, взорвавшего ее традиционные рамки и основы.

В истории мало примеров реформ, аналогичных петровским. Главный их урок заключался в том, что изменение жизни в России, затеянное и осуществленное Петром, проводилось  этнографически и культурологически грамотно, учитывало системность культуры, взаимосвязанность всех ее элементов, затронуло все ее уровни и сферы.

Петровские реформы в этом смысле можно рассматривать, как один из первых опытов реформирования общества и государства на основе понимания механизмов, принципов и функций культуры, т.е. того, что стало позже объектом основного внимания этнологии, антропологии, культурологии, социологии.

Интересы сохранения и развития Российской империи требовали изучения ее огромной территории, природных богатств, народов, в частности, населяющих Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ. Это стимулировало создание в 1846 г. Русского географического общества (РГО), ориентированного на решение задач освоения обширного российского пространства.

Со времени создания внутри общества специального этнографического отделения и принято вести историю российской этнографии.

Таким образом, в 40—50-х гг. XIX в. одновременно с формированием основных этнологических школ в западноевропейских странах в России были сформулированы принципы российской этнографической науки.

Интересно
В ноябре 1846 г. на заседании РГО была утверждена программа Н. И. Надеждина «Об этнографическом изучении народности русской», ориентирующая на исследование быта русского народа и его языка. Здесь была осуществлена одна из первых в мировой науке попыток структурировать этнографическую науку.

Н. И. Надеждин выделил три основных ее направления: «После языка, выражающего собой… целость человеческой природы, внимание этнографии естественно должно обращаться порознь на обе составные ее стихии, то есть “телесную” и “духовную”, и каждую из них подвергать исследованию в тех отличиях, коими запечатлевает ее народная особенность.

Это составит две другие части народоописательной науки, кои можно назвать “этнографией физической” и “этнографией психической”». Последний раздел — «Этнография психическая» — был ориентирован на изучение быта умственного и нравственного, умственных и нравственных способностей и свойств жителей.

Таким образом, в конце 40-х гт. XIX в. в этнографическом отделении Русского географического общества впервые, примерно за десять лет до появления работ М.Лацаруса и X. Штейнталя, были сформулированы принципы новой отрасли психологии и одновременно важнейшего научного направления, в котором психология интегрируется с этнографией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)