Среднее математическое образование в России в конце 19 и начале 20 веков

О развитии практики преподавания математики можно объективно судить по отчетам учебных округов, отдельных гимназий, по материалам посещения гимназий различными контролирующими органами.

На этапе накопления опыта преподавания математики (1856-1870 г.г.) определилась тенденция к единообразию в преподавании математики. Учителя выступали инициаторами унификации программ в пределах сначала своей гимназии, а потом и города.

В гимназиях происходило профилирование образования: кроме классических гимназий создавались реальные, с углубленным курсом преподавания математики. На этапе накопления опыта преподавания математики обучение математике велось по «немецким» методики преподавания математики (А. Грубе).

Первые методические руководства отечественных авторов представляли собой переработку иностранных руководств. Министерство народного просвещения определяло перечень учебников, рекомендованных для использования в гимназиях ведомства, но учителя имели возможность самостоятельного выбора учебника.

Появившаяся на этом этапе идея обновления содержания курса математического образования не нашла отражения в практике работы гимназий.

Интересно
В начале этапа ориентации на национальные особенности (1871-1890г.г.) была введена единая для всех гимназий программа по математике (1871), которая стала ориентиром для учителя.

Позднее появились отечественные учебники по математике для средней школы высокого методического уровня, ставшие классическими. Наиболее известны учебники К.П. Буренина, А.Ю. Давидова, А.П.Киселева, А.Ф. Малинина, Н.А.Рыбкина.

Стремление учителей к совершенствованию учебного процесса усиливалось в течение всего рассматриваемого периода. Это проявилось в том, что учителя математики передовых гимназий объединялись в группы, кружки и коллегиально составляли программы курса, анализировали применяемые методы и приемы обучения и отбирали для использования наиболее удачные в педагогическом и методическом смысле.

На этапе оформления методики преподавания математики как научной дисциплины (1890-1917 г.г.) при разработке методов обучения математики стало нормой опираться на достижения психологии. Анализ отчетов педагогических советов гимназий позволяет утверждать, что деятельность учителя, имеющего специальную педагогическую и психологическую подготовку, влияла на повышение качества учебного процесса и работу других учителей.

К концу этапа была признана необходимость профессионального педагогического образования для учителя. На этом этапе возросла роль использования наглядности на уроке.

Активизировалась работа по организации самостоятельной работы учащихся. На данном этапе классическая гимназия была полностью обеспечена отечественными учебниками.

Сформировались педагогические комплексы, состоящие из учебника, задачника и руководства для учителя. Содержание материала учебников нередко превышало требования программы. Передовая практика опережала нормативно- программную и учебно-методическую базу, реализуя идеи, выдвинутые педагогической теорией. Российские педагоги создали авторские методики обучения (методики обучения арифметике В.А. Евтушевского, С. И. Шохор-Троцкого).

«Немецкие методы» были вытеснены из практики российских гимназий. На этапе оформления методики преподавания математики как области педагогической науки начался качественно новый этап в развитии педагогической и методической мысли, характеризующийся публичным обсуждением конкретных методических проблем.

В программы по математике 1915 года в курс гимназии были введены разделы, сближавшие его с математической наукой: элементы математического анализа и аналитической геометрии, что соответствовало историческому развитию математической науки и ориентации на международный опыт.

Гимназии стремились профилировать математическое образование. Появились гимназии, в которых реализовывался углубленный курс преподавания математики (Вторая мужская гимназия в Казани, женская гимназия А.С. Алферовой в Москве).

Передовые гимназии сотрудничали с университетами, привлекая профессоров к составлению учебных программ,  участию в выпускных экзаменах. Для каждого направления были составлены соответствующие вариативные программы по математике. Был выделен общеобразовательный минимум по математике, что подобно современному базовому компоненту содержания образования.

Определение минимума знаний по математике позволяло учителям математики по собственной инициативе распределять учебное время, дополнять и конкретизировать материал, устанавливать межпредметные связи. Документы свидетельствуют, что многие учителя работали творчески, достигая высоких результатов.

Учителя стимулировали самостоятельную работу учащихся, используя разнообразные приемы. Особое внимание уделялось развитию мышления учащихся.

В теории и практике математического образования настоящего периода мы выделили следующие тенденции:

  • тенденция сближения содержания математики как науки и содержания математического образования. Рассматривается вопрос о введении в программу средней школы начал дискретной математики и теории вероятностей и математической статистики;
  • тенденция ориентации на практику и профилирование обучения математике, выразилась в усилении практической направленности курса математики. Профилирование математического образования считается одной из самых плодотворных идей современности. Предлагается организовать математическую подготовку по ряду профилей в 10 -11 классах средней школы, усилив культурологическую направленность в гуманитарных профилях;
  • тенденция интеграции теории и практики математического образования в России в международное образовательное пространство на основе сохранения национальных особенностей с учетом международного опыта преподавания математики. Российский опыт преподавания математики используется во многих станах мира, для контроля уровня математических знаний детей используют российские материалы. В российских школах сохраняется опыт углубленного изучения математике;
  • тенденция развивающего и воспитывающего обучения математике в настоящее время утрачивает свое ведущее значение, в связи со сменой образовательных парадигм, происходящих в образовании.

В результате социокультурных перемен начала XX века, изменились отношение молодежи к изучению математики, которая стала рассматриваться учащимися и их родителями как прикладная наука, звучат предложения существенно сократить курс математики в средней школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)