Современные теоретические ориентации в рамках социологии

Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970 — 1980-х гг.

Этому во многом способствовало изменение    мировоззренческих           позиций,       предопределенное   более ранними социологическими теориями, такими как основополагающая работа Бергера и Аукмана о социальном конструировании реальности, символический            интеракционизм       Блумера,                   этнометодо-              логия Гарфинкеля, анализ фреймов Гоффмана.

Новые  направления  в социологии культуры находились  под  влиянием  других  дисциплин, таких как антропология (особенно работа К. Гиртца), история, политология,   литературоведение,  культурные,  феминистские, этнические исследования, а также таких ориентаций европейской социологии, как постструктуралистские теории во Франции, группа Cultural Studies и Science Studies  в  Британии.

Следует  подчеркнуть также      общее      влияние       постмодернизма,       где,      в     отличие       от социологической  теории       мейнстрима,        культура     приобрела первостепенное значение по сравнению с социальной структурой.

Кроме того, безоговорочная уверенность в том,  что культура  представляет собой               единую                   целостную    систему,       сменилась       вниманием     к непредсказуемости, несвязности и непоследовательности ее проявлений.

Эти теоретические направления, появившиеся одновременно в ряде стран,   сошлись в     заметное              движение, которое обеспечило интеллектуальную среду, где новые веяния могли укорениться. В рамках социологической теории именно они обусловили необходимость пересмотреть такие важные темы, как  сущность культурной реальности, ее связь с формами  социальности,  и  сформулировать  новые подходы к ее изучению.

В связи с этим такие ключевые предметные области познания, как экономические и политические институты, общественное расслоение и их изменения в макро- и микровремен- ном измерениях, информационное общество, социализация и социальная идентичность, начали рассматриваться  в  свете новых концептов и методов. В их рамках  возник  ряд  требующих  определенных ответов вопросов:

—как определить и концептуализировать культуру в ее фундаментальных характеристиках и в современных проявлениях;

—как концептуализировать отношения между понятиями

«культура» и «социальная структура»;

—как осуществлять систематические исследования в области социологии культуры теперь, когда  подвергается  сомнению традиционное представление об их причинно-следственных связях.

В настоящее время многие социологи культуры считают свою предметную область непоследовательной, противоречивой, фрагментированной и нестабильной. В ее рамках сосуществуют разные взгляды на соотношение социального и культурного аспектов человеческого существования.

Культурные феномены больше не рассматриваются как «отражение» социальных структур, но отсутствует согласие о том, где кончается их взаимозависимость и начинается взаимная автономия.

На уровне теоретических построений отстаиваются как интерпретативные, так и объяснительные позиции наряду с возражениями, что ни одна из них не адекватна для исследования культуры.

В то же время  совершенно очевидно, что уже  сегодня исследования в области социологии культуры в  значительной  степени демистифицируют и развенчивают самые, казалось бы, неоспоримые представления.

Сомнению подвергается безусловно детерминирующая роль экономических и политических институтов, бесспорный авторитет науки или так называемой высокой культуры в поддержании или изменении хода общественной жизни. В то же время указывается на непредвиденные влияния культур меньшинств (этнических, расовых, феминистских) на ситуации социетального уровня  и  на  их  символические связи с культурными элитами.

Так или иначе, социология культуры остается конгломератом теоретических ориентаций и позиций, концептуальных моделей и методологических принципов с относительно  неопределенной предметной областью. Тем не менее здесь выдвигаются интерпретации отношений между социальным и культурным аспектами совместного существования людей, которые расходятся с теми, что приняты в остальных частях социологии.

Поскольку ее границы оказались исключительно проницаемыми для теоретических направлений  из  разных стран, а также областей социальных  наук  и  гуманитарного знания, она вобрала в себя и ассимилировала как классические, так и самые новые идеи.

Ниже предлагается вариант концептуального упорядочения этой области социологического знания по нескольким взаимосвязанным направлениям, представленным своего рода шкалами с полюсами:

—уровень изучения связей между социальными и культурными образованиями.  Здесь рассматривается  спектр теоретических представлений, располагающийся между макро- и микросоциологическими позициями;

—объяснительные принципы при изучении этих связей. В  этом случае полюсами шкалы становятся социальная детерминированность культурных феноменов и культурная обусловленность социальных структур;

—культура как предмет исследования. Вслед за существующей сегодня полемикой на эту тему выделяются концепции неявной (имплицитной, скрытой, латентной) и явной (эксплицитной, репрезентированной, записанной) форм существования культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)