Современная социология культуры

Социология культуры  как  теоретическая  область  познания начала формироваться в последние десятилетия XX в. Мнения ряда социологов, что она уже  существовала  в  период  модерна, высказываются с позиции современного видения, когда, во-первых, понятие «культура» и его эвристические возможности  достаточно  глубоко осмыслены представителями социальных наук, и во-вторых, начали вырисовываться контуры этого раздела социологии.

Можно говорить о ее истоках, обнаруживаемых в работах авторитетных авторов начала XX в. Однако культура для них  была  своего  рода  побочной темой; связанные с ней представления,  осмысленные  с  современной точки зрения, терминологически не оформлялись; более того, применительно к ним авторы не использовали самого понятия. Тем не менее следует принимать во внимание, выделять и развивать соответствующие классические идеи.

Современная социология культуры складывается на пересечении постмодернистских представлений, теоретических положений основоположников социологии и проблем, решение которых стало актуальным, но оказалось невозможным в  рамках  социологии мейнстрима.

Эта область познания начала формироваться как междисциплинарная с особым акцентом на антропологических началах; особое внимание уделяется микродинамическим процессам; субъект- объектная трактовка социальной и культурной реальности сменилась интерсубъективной; субстанциализм в понимании общества уступает место конструктивизму.

Объекты изучения социологии культуры определяются необходимостью установить теоретические связи между социальным и культурным измерениями совместного существования людей.

На макроуровне рассматриваются общественно-экономические формации, общества в целом, характерные для них идеологии,  а  культура трактуется как интегрирующее ценностное начало и существенный показатель их идентичности.

На микроуровне изучаются социальное взаимодействие, его стратегические направления, к культурным измерениям которых принято относить диспозиции и разделяемые представления.

Объяснительные принципы,  сложившиеся  здесь,   можно   свести кдвум основным ориентациям: социальная обусловленность культуры и культурная обусловленность социальной структуры.

В первом  случае считается, что культурные  объекты  и  процессы,  понимаемые  главным образом  как идеациональные, полностью детерминируются экономическими и политическими факторами и составляют своего рода «надстройку» над инфраструктурным «базисом».

Во втором предполагается, что динамика культурных феноменов не только осуществляется в соответствии с собственными закономерностями, но может оказывать детерминирующее влияние на изменения социальной структуры.

В пределах предметного поля современной социологии культуры можно выделить две основных области в связи с трактовкой понятия «культура». Одни понимают ее как совокупность феноменов внутренней жизни людей — представлений, верований, предпочтений, оценок,  идей   и т. п.

С этой точки зрения их интерсубъективные воплощения в вещественных артефактах и паттернах поведения суть всего лишь эпифеноменальные проявления глубинных, фундаментальных закономерностей человеческой психики.

Другие тяготеют к изучению «явной», «записанной», «репрезентативной» культуры, рассматривая ее как неотъемлемую часть жизненного пространства людей, как источник факторов, детерминирующих их совместное существование.

В настоящее время в этих рамках осуществляется целый ряд плодотворных исследований. Выделяются и изучаются современные процессы распространения идеологий, религиозных доктрин и практик; изучаются культурные последствия глобализации и постколониализма; рассматривается семантика массового потребления и т. п.

В то же время выявился целый ряд нерешенных проблем, обусловленных отсутствием теоретического инструментария, позволяющего  систематическим образом дифференцировать  локусы  изменений,  пути  распространения их последствий, а также формы социальных взаимодействий, обусловливающие их социально значимое содержание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)