Современные методы и педагогические технологии в гуманитарном образовании

В начале параграфа важно выяснить разницу между педагогической технологией и методами обучения и воспитания. Методы обучения. Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и т. д. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Рассмотрим классификацию методов обучения, предложенную В. А. Оганесяном:

  • § объяснительноиллюстративный – ОИ;
  • § программированный – ПГ;
  • § эвристический – Э;
  • § проблемный – ПБ;
  • § модельный – М.

Введем некоторые пояснения приведенной классификации методов обучения. Так как эта модель относится к определенному периоду обучения, то здесь под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за этот период, а под начальными условиями – текущее состояние к началу периода. Если обучаемый знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе (ОИ).

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение (ПГ). Действительно ученик знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения ученику не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата.

Перед нами стандартная схема эвристического поиска, то есть эвристического метода обучения (ЭМ). Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения (ПБ). В последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи.

Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью обучаемый возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования – метод получил название модельного (ММ). Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским.

В ней выделяется три большие группы методов обучения:

  • методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:  словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.), индукция и дедукция, репродуктивные и проблемнопоисковые (от частному к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
  • методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности: познавательные игры,  учебные дискуссии, создание ситуаций успеха в учении,  разъяснение, поощрение и порицание ученика;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля в обучении, методы письменного контроля, лабораторный контроль, машинный контроль, самоконтроль.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается. Инновационный путь развития, избранный российским высшим образованием, предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе за счет использования педагогических инноваций, которые должны рассматриваться не только как образовательное явление, но как культурный феномен, обеспечивающий качество образования.

К составляющим качества образования относят следующие элементы:

  • качество ценностей, норм и целей, отражающее уровень требований различных групп потребителей (студентов, работодателей, сотрудников вуза, экономики и страны в целом);
  • качество условий, характеризующее материально-техническую и информационную базу вузов, качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовленности абитуриентов и студентов;
  • качество процесса, которое подразделяется на качество содержания образования учебно-методическое обеспечение, содержание образовательных программ и отдельных модулей и качество технологии образования (степень использования в учебном процессе современных образовательных технологий);
  • качество результата, характеризующее уровень подготовленности выпускников, их востребованность на рынке труда.

Остановимся подробнее на компоненте, включающем качество содержания образования и качество технологий образования. Любая образовательная область имеет две взаимосвязанные составляющие: реальный мир и учебные курсы. При этом фундаментальные образовательные объекты имеют две грани своего проявления для субъекта его познания – реальную и идеальную.

Ведущей составляющей содержания образования и одновременно главным критерием его отбора должны стать не только совокупность сведений о мире, но и стратегии научного познания мира, а также личностное переживание, присвоение и отражение информации в картине мира обучаемого. Личностное понимание образовательной области приводит к ее пониманию как образовательной среды. В результате взаимодействия с образовательной средой обучаемый приобретает опыт, трансформируемый им в знания.

С одной стороны, отличием личностных знаний студента от внешних являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и рефлексивно фиксируемое личное приращение. С другой стороны, эффективность обучения зависит от соответствия видов и способов организуемой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников. С учетом этих особенностей на основе дидактических законов, закономерностей и принципов проектируется образовательный процесс с определенными характеристиками, разрабатываются обучающие системы. В настоящее время в дидактике выделяют два базовых принципа обучающих систем: личностно-ориентированный, деятельностно-ориентированный.

Технологический подход реализуется в инновационной парадигме педагогической культуры: философия образования – образовательная политика – образовательная технология, причем первую дисциплину можно определить как целеполагание (зачем учить), вторую как аксиологию (чему учить), третью как технологию «как учить». Технологизация процесса обучения – это процедура трансформации и внедрения конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в реальные системы обучения. Цель – модернизация учебного процесса.

Предметные технологии обучения функционируют непосредственно в широкой практике учебных заведений разного типа, зависят от целей, которые ставит общество перед образованием. Важный компонент технологии – это особые знания и умения, средства или процессы, которыми владеют те, кто реализует технологию, и благодаря которым они обладают конкурентными преимуществами на образовательном рынке. Качествами педагогических технологий являются системность, научность, структурированность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Следует выделить параметры классификации педагогических технологий:

  • уровень применения;
  • философская основа;
  • методологический подход;
  • ведущий фактор развития личности;
  • научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
  • ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
  • характер содержания и структуры;
  • основной вид социально-педагогической деятельности;
  • тип управления учебно-воспитательным процессом;
  • преобладающие методы и способы;
  • организационные формы;
  • средства обучения;
  • подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
  • направления модернизации;
  • категория педагогических объектов.

Таким образом, педагогическая (образовательная) технология – это:

  • совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
  • содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько);
  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов). Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко). Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В гуманитарном образовании особенно эффективны педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). Активность в учении – это качество учебной деятельности, в которой проявляется личность обучаемого с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Уровни активности: первый уровень – воспроизводящая активность, второй уровень – интерпретирующая активность, третий уровень – творческий.

На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся можно выделить следующие технологии: проблемное обучение, проектное обучение, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, игровые технологии. Остановимся подробнее на игровых технологиях. Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)