Современное университетское образование
Огромное влияние на формирование нового образа университета оказывает Болонский процесс. В Болонский процесс предъявляет определённые требования к университетскому образованию по созданию условий для развития граждан, их самореализации и востребованности в обществе.
Основными средствами трансформации высшего образования России в данном направлении являются:
- переход на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру;
- введение системы зачётных баллов на всех уровнях системы непрерывного образования;
- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к дипломам для повышения международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования;
- принятие системы подготовки кадров для ведения научных исследований, основанной на двух основных циклах достепенного и послестепенного.
Заявленные в концепциях тенденции к междисциплинарности, динамичности, рыночной ориентированности вступают в конфликт с традиционными ценностями преподавания в университетах. Введение многоуровневой подготовки повлияло также и на позицию студента, так как при обучении он может выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут. В результате анализа образовательного стандарта, программы подготовки магистров «Высшее образование», анализа литературы, посвященной научно-исследовательской работе студентов, стало возможно выделить внешне заданные требования к компетентности специалиста в области высшего образования.
Компетентность – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены рядом компонентов:
- когнитивный компонент (знания);
- мотивационный компонент;
- аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
- конативный компонент (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление) – готовность (умения, навыки, опыт деятельности);
- способности;
- готовность к профессиональной деятельности – это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
- эмоционально-волевой (аффективный) компонент (саморегуляция).
В данном случае компетенция выступает как потенциал компетентности, реализующийся через определенную сферу деятельности, и приобретает действенность через механизмы самоорганизации и саморегуляции, (Таб.1)
Данные требования можно представить как инвариантную и вариативную части компетентности, которые в содержательном плане структурируются через ключевые, базовые и специальные компетенции. Ключевые компетенции инвариантны для любой современной профессиональной деятельности высшей квалификации. Базовые – включают в себя готовность магистранта к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью в области образования.
Содержательное наполнение специальных компетенций зависит от особенностей задач, возникающих при разрешении реальных проблем образования. В магистратуре развитие специальных компетенций происходит в процессе работы над диссертацией, ограничено исследуемой проблемой и научным направлением подготовки. Все эти три вида компетенций тесно между собой связаны, их нельзя четко разделить (разграничить).
Ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности высшей квалификации и включают в себя:
- умение общаться с другими людьми;
- готовность работать с другими людьми в команде;
- умение решать проблемы;
- готовность принимать самостоятельные решения;
- умение использовать информационные технологии;
- умение работать с правовой информацией;
- готовность совершенствовать собственное обучение и деятельность; § умение говорить и читать на иностранном языке;
- умение рассуждать и мыслить аналитически и критически;
- способность оценивать свои действия.
Ключевые компетенции – это та основа, которая должна проходить через все уровни образования.
Они имеют три основных функции:
- помогают студентам обучаться;
- позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей;
- помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.
Автор статьи: Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018.
- Коммуникативные качества речи педагога
- Специфика педагогического общения
- Особенности организации воспитательного процесса старшеклассников
- Формирование духовно-нравственной культуры личности
- Развитие и социализация личности как педагогическая проблема
- Понятийный аппарат теории воспитания
- Формирование будущего юриста в высшей школе как «человека гуманитарной культуры»
- Формирование личности как субъекта культуры
- Культурная политика государства и образование
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу