Современное университетское образование

Огромное влияние на формирование нового образа университета оказывает Болонский процесс. В Болонский процесс предъявляет определённые требования к университетскому образованию по созданию условий для развития граждан, их самореализации и востребованности в обществе.

Основными средствами трансформации высшего образования России в данном направлении являются:

  • переход на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру;
  • введение системы зачётных баллов на всех уровнях системы непрерывного образования;
  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение Приложения к дипломам для повышения международной конкурентноспособности европейской системы высшего образования;
  • принятие системы подготовки кадров для ведения научных исследований, основанной на двух основных циклах достепенного и послестепенного.

Заявленные в концепциях тенденции к междисциплинарности, динамичности, рыночной ориентированности вступают в конфликт с традиционными ценностями преподавания в университетах. Введение многоуровневой подготовки повлияло также и на позицию студента, так как при обучении он может выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут. В результате анализа образовательного стандарта, программы подготовки магистров «Высшее образование», анализа литературы, посвященной научно-исследовательской работе студентов, стало возможно выделить внешне заданные требования к компетентности специалиста в области высшего образования.

Компетентность – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены рядом компонентов:

  • когнитивный компонент (знания);
  • мотивационный компонент;
  • аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
  • конативный компонент (от лат. conatus – попытка, усилие, стремление) – готовность (умения, навыки, опыт деятельности);
  • способности;
  • готовность к профессиональной деятельности – это психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
  • эмоционально-волевой (аффективный) компонент (саморегуляция).

В данном случае компетенция выступает как потенциал компетентности, реализующийся через определенную сферу деятельности, и приобретает действенность через механизмы самоорганизации и саморегуляции, (Таб.1)

Современное университетское образование

Данные требования можно представить как инвариантную и вариативную части компетентности, которые в содержательном плане структурируются через ключевые, базовые и специальные компетенции. Ключевые компетенции инвариантны для любой современной профессиональной деятельности высшей квалификации. Базовые – включают в себя готовность магистранта к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью в области образования.

Содержательное наполнение специальных компетенций зависит от особенностей задач, возникающих при разрешении реальных проблем образования. В магистратуре развитие специальных компетенций происходит в процессе работы над диссертацией, ограничено исследуемой проблемой и научным направлением подготовки. Все эти три вида компетенций тесно между собой связаны, их нельзя четко разделить (разграничить).

Ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности высшей квалификации и включают в себя:

  • умение общаться с другими людьми;
  • готовность работать с другими людьми в команде;
  • умение решать проблемы;
  • готовность принимать самостоятельные решения;
  • умение использовать информационные технологии;
  • умение работать с правовой информацией;
  • готовность совершенствовать собственное обучение и деятельность; § умение говорить и читать на иностранном языке;
  • умение рассуждать и мыслить аналитически и критически;
  • способность оценивать свои действия.

Ключевые компетенции – это та основа, которая должна проходить через все уровни образования.

Они имеют три основных функции:

  • помогают студентам обучаться;
  • позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей;
  • помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.

Автор статьи: Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)