Содержание целостного педагогического процесса

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы». Это так называемый знание воориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Интересно
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знание воориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниевоориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества. Личностно-ориентированный подход в образовании это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека:

  • его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать);
  • его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т. е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру.

Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность.

В целом, качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от ее учебно-материальной базы и учебно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура – духовная и материальная, отражающая все богатство, накопленная человеческим опытом.

И. Я. Лернер выделил элементы того содержания:

  • Знания.
  • Установленные и выведенные в опыте способы деятельности.
  • Опыт творчества.
  • Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения. В целом, под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие составные части общественного опыта: опыт физического развития человека развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт трудовой и профессиональной и научной деятельности, её нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое, эстетическое трудовое умственное, нравственное воспитания. Содержание части каждого направления содержания воспитания: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели:

  • формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую, и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, и эстетическое воспитание, должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать формированию жизненной позиции;
  • по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами:
  • теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.
    должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных про граммах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или предыдущих учебных курсах.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л. С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными.

Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия – важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, должна обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический. Критерии образованности – ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления, умение видеть необходимость и находить ее причины; осознание связей между предметами и явлениями, способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа имеющихся тенденций, количество и качество продуктов труда и, разумеется, социализированность.

В образовательном учреждении содержание образования – это содержание деятельности субъектов и объектов образовательного процесса (научно-педагогического работника, слушателя), его конкретизируют в учебном плане образовательного учреждения. Содержание образования в высшей школе, кроме профессионально ориентированных знаний, должно обеспечивать (формировать) здравый смысл – способность предвидеть последствия поступков, различать существенное от случайного, выбирать из возможных решений то, которое даст наиболее реальную пользу.

Есть несколько способов конструировать и структурировать содержание образования, которые на практике вызывают способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ – линейное строение учебного материала. Отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно, как звенья единой целостной учебной темы, вместе охватывают материал раздела, а все разделы – материал учебного курса. Каждую часть изучают один ран раз. Второй способ, концентрический, используется, если тот же вопрос рассматривают несколько раз. При повторении содержание расширяют, обогащают новой информацией и рассматривают на новом уровне, к проблеме можно возвращаться через незначительное время в рамках курса, а можно и через несколько.

Третий способ представления содержания образования – спиралевидный: формулируют проблему, к решению которой возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Для этого способа характерно многократное возвращение к обработке тех же учебных тем и дополнения новой информации.

Четвертый – модульный способ. Все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяют по следующим направлениям:

  • ориентационный, методологический (иногда его называют мировоззренческим);
  • содержательноописательный;
  • операционнодеятельностный;
  • контрольнопроверочный.

Таким образом, современное образование развивается в разных направлениях, для нее характерны следующие признаки: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификованность, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фуундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность. Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и образовательного процесса на развитие и становление взаимоуважения между студентами и педагогами, основанной на учете прав каждого человека, на сохранении и укреплении их с здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует ученикам право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация – ориентация на усвоение содержания образования независимо от его уровня и типа, что позволяет решать главные социальные проблемы в интересах и во имя человека; общаться с людьми разных национальностей, любых профессий; хорошо знать родной язык, историю и культуру; владеть иностранными языками, быть экономически и юридически грамотным.

Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижения студентов при учете, удовлетворения и развития интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциацию можно воплощать на практике разными способами, например, через объединение студентов (слушателей) по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору. Диверсификация – широкое разнообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в рамках четко определенного объема часов.

Качество образования определяют:

  • степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
  • соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степени сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, свойств личности и ценностных ориентаций);
  • степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности в развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном совершенствовании их.

Качество высшего образования зависит, кроме перечисленного, от еще одного важного фактора – научной школы, через которую прошел студент в годы учебы в высшем учебном заведении. При этом компетентностный подход позволяет прогнозировать конечный уровень подготовки студентов, сформировать на основе общекультурных и профессиональных компетенций «модель студента» как прогнозируемый результат, выбрать педагогические технологии для успешной реализации образовательной программы. Модель описывает, как изменится структура организационной, педагогической деятельности, объясняет специфику этой деятельности с учетом предметных особенностей, является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, обеспечения связи между образовательным процессом и организацией самостоятельной познавательноисследовательской деятельности студента.

П. Щедровицкий настаивает на том, что в содержание образовательного процесса следует активно внедрять гуманитарные технологии. Это, прежде всего, систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Согласно П. Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.

Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Технологизация отдельных составляющих (низовых и рутинных работ) значительно высвобождает время и пространство для других видов работ – мыслительно-рефлексивных (Иванова Г. А. Основы педагогики и методики преподавания. Учебное пособие. – СПб.: СЗФ РПА Минюста России. 2018).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)