Современная типология и функции лидерства в организации

В попытке обобщить свои наблюдения философы и социальные теоретики предлагали различные типологии лидерства.

Платон первым описал три типа лидеров на основе их положения в социальной иерархии и соответствующего ему функционального деления:

  • правители-философы, разумно и справедливо управляющие государством;
  • военачальники, организующие охрану государственных границ и проводящие в жизнь волю государства;
  • руководители ремесла и земледелия, задача которых – организовать производство таким образом, чтобы оно было эффективным и позволяло производить продукцию, необходимую для удовлетворения потребностей всех граждан общества.

Типология Платона давно стала историей, но сам принцип выделения лидеров на основе выполняемых ими функций является чрезвычайно популярным среди современных исследователей.

Функциональные типологии лидерства разрабатываются Д. Кречем и Р. Крачфилдом, А. Залезником и Р. Бейлзом, Б. Кацем и Каном, Р. Стогдиллом. Все эти теоретики управления выделяют в качестве главных лидерских функций следующие: принятие решений, планирование, организацию деятельности и контроль за ее исполнением.

Многие отечественные и зарубежные исследователи лидерства опираются на разработанную М. Вебером типологию авторитета (лидерство традиционное, бюрократическое, харизматическое). В зависимости от способа легитимации власти М. Вебер выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.  Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального «общества».

Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, по М. Веберу, присуще «индустриальному обществу». Характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

В настоящее время известны различные варианты типологии лидерства.

Парыгин, например, рассматривает их по:

  • по содержанию деятельности,
  • по стилю деятельности,
  • по характеру деятельности.

По содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  • лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По характеру деятельности существуют:

  1. Универсальный тип, т.е. постоянно проявляющий качества лидера.
  2. Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

По стилю деятельности выделяются такие типы:

  1. Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами.
  2. Демократический. Демократический стиль лидерства, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества.
  3. «Невмешивающийся» лидер. Такой лидер старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

Теория авторитарного и демократического лидера, разработанная немецким философом и социологом Т. Адорно, получила признание и широкое распространение в 1950–1970-х гг. Согласно его взглядам, авторитарные личности – это сторонники сильного, волевого лидерства, отличающиеся ярко выраженной твердостью характера, стереотипным мышлением и непримиримостью к инакомыслию. Если они становятся лидерами, то требуют беспрекословного подчинения. Противоположность авторитарной личности – демократическая личность.

Подавляющее большинство современных теоретиков признают три основных стиля лидерского руководства: авторитарный (или ориентированный на задачу), демократический (ориентированный в равной степени как на задачу, так и на взаимоотношения с последователями) и либеральный (ориентированный на взаимоотношения с людьми).

Следует отметить, что лидера окружающие его люди воспринимают по четырем моделям:

  1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной организации. Лидер, как и все, радуется, негодует и страдает, жизнь приносит ему приятное и неприятное.
  2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей организации как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится для многих предметом подражания.
  3. «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем высших норм морали. Лидер разделяет с организацией ее социальные ценности и готов их отстаивать.
  4. «Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.

Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного организацией курса развития.

Пищулин Н.П. и др. рассматривают теорию ценностей типологии лидерства К. Ходжкинсона, который выделяет четыре основных архетипа: «лидер-карьерист», «лидер-политик» «лидер-техник» и «лидер-поэт».

Предложенный архетип «лидера-карьериста» с точки зрения этики и морали находится на низшей ступени, но вместе с тем оказывается основным базовым, присущим человеческой природе. Ценности и принципы поведения здесь предельно упрощены, основным объектом мотивации является личный эгоистический интерес.

Архетип «лидера-политика» включает более широкую и глубокую мотивацию. Система ценностей такого лидера не ограничивается личными интересами, включает в себя интересы группы или организации, других людей. Большинство лидеров по своему архетипу, как правило, либо «политики», либо «техники». Многие характеристики данных типов совпадают, определяются как рациональные, гуманистические и прагматические.

Архетип «техника» особенно привлекателен для электората в условиях анемии власти: обилия слов, проектов и дефицита дел».

Архетип «лидера-поэта» включает в себя все предыдущие архетипы. Исходя из высоких этических принципов, он ищет высшего блага для своей группы или организации (государства). Его авторитет усиливается его моральным влиянием. Его могут считать человеком принципов, человеком сознания или человеком интуиции, чьи ценности непререкаемы, даже если они не соотносятся с рациональностью, расчетом и прямой выгодой. Некоторые исследователи рассматривают данный архетип как социально опасный.

Существуют и другие критерии типологии лидерства.

Так Г.К. Ашин в своей работе «Лидерство: социально-политические и психологические аспекты» выделяет следующие основные принципы лидерских типологий:

  • принцип историзма. Лидер, как любая личность вообще, – продукт социальной среды, следовательно, характер лидерства зависит от характера эпохи;
  • масштабность лидерства, уровень решаемых задач (общенациональные лидеры, лидеры определенного класса или социальных групп);
  • принцип классовости в классово-дифференцированных обществах (представителями какого класса – прогрессивного или реакционного – являются лидеры);
  • отношение лидеров к существующей социальной системе («функциональны» или «дисфункциональны» они по отношению к существующей системе, или являются конформистами, то есть приспосабливаются к ней);
  • принцип личностных черт (лидеры выдающиеся или заурядные, выдвинутые силой обстоятельств);
  • длительность пребывания в роли лидера (временный или постоянный);
  • инициирование социального движения (лидеры-инициаторы и лидеры-продолжатели);
  • стиль лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).

Каждый конкретный лидер сочетает в себе различные составляющие в зависимости от социального контекста.

Например, с точки зрения контактности можно выделить следующие типы:

  • большую часть времени тратящих на своих подчиненных и только 1/3 – на внешние связи;
  • уделяющих время тому и другому примерно поровну;
  • осуществляющих только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желающих знаться с коллегами своего уровня;
  • избегающих вообще всех контактов.

Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личных качеств:

  • «технический лидер», эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влиять на членов группы, так как непосредственно связан с ними;
  • «выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации;
  • «харизматический лидер», он наиболее симпатичен для подчиненных.

Тип лидерства можно определить в зависимости от эмоционального отношения со стороны членов группы:

  • «лидер-патриарх» – по отношению к нему члены группы испытывают одновременно чувство любви и страха.
  • «лидер-тиран» – в эмоциональных отношениях между лидером и группой доминирует страх перед первым
  • «идеальный» или харизматический, лидер – группа симпатизирует ему, любит и уважает.

Тип лидерства во многом зависит от характера поставленной задачи, а также обусловлен несколькими факторами, из которых важными являются следующие:

  1. Социально-экономическая и политическая сущность данного общества.
  2. Характер и содержание деятельности группы: группа политичекая, предпринимательская, исследовательская и т.д.
  3. Конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность.
  4. Структура определенной личности – перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими.

Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)