Ситуация, благоприятная для конфликта

Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуации базируется на следующих исходных допущениях:

— наличие конфликтной ситуации — необходимое, но  не достаточное условие актуализации соответствующей парадигмы взаимодействия; достаточным является реальное проявление действий одной из его сторон;

— конфликтная парадигма взаимодействия базируется на агрессивности как свойстве человека;

— направление взаимодействия в конфликтной ситуации, характер структурирования действий, их эффективность с точки зрения решения проблемы определяются как ее содержанием, так и  позициями участников;

— взаимодействие характеризуется высокой степенью напряженности, поскольку участники затрачивают силы как на решение проблемы, так и на борьбу друг с другом;

— диадическая форма взаимодействия в конфликтной ситуации является той элементарной единицей, в рамках которой на идеально- типическом уровне можно проследить структуру этого процесса в необходимой полноте.

Предпосылки и условия возникновения конфликтной ситуации Предпосылки конфликтной ситуации связаны с длительной неразрешенностью проблемы и возникшей в связи с этим поляризацией интересов. В рамках системы это сопровождается состояниями неопределенности, тревоги, напряженности, вызывающими агрессивные побуждения. Внешние условия, определяющие конфликтный характер взаимодействия, принято определять следующим образом:

—дефицит ресурсов, позиций,  информации  при  условии,  что каждый из участников претендует на весь их объем целиком;

—различия в определении ситуации и целей соответствующих действий;

—расхождения в ценностных и нормативных  представлениях. Однако эти условия, вызывая у людей агрессивные побуждения,

еще не составляют конфликтной ситуации.  Таковой  ее  делают  участники, наделяя следующими характеристиками:

—несовместимость в отношение доступа к дефицитным объектам;

—противоположность позиций (нормативных, властных, экономических), не допускающая взаимодополнительности;

—соперничество за полный контроль над ситуацией.

Но и этого еще недостаточно, чтобы взаимодействие стало конфликтным. Оно приобретает такое качество  при  условии,  что  хотя бы один из участников ситуации (как индивид во внутригрупповой ситуации, как представитель группы — в межгрупповой) готов к агрессивным действиям и демонстрирует это.

Наличие необходимых и достаточных условий для возникновения конфликтного взаимодействия может быть представлено в совокупности наблюдаемых признаков и показателей.

Дефицит ресурсов определяется такими признаками, как:

—отклонение количественных характеристик благ, которыми располагают индивид или группа, от среднестатистических, от нижних и верхних предельных значений;

—ценность ресурса, на который претендует индивид или группа;

—оценка индивидом или членами группы степени их дефицитности для себя;

—степень стремления к обладанию этим ресурсом.

Показателем конфликтогенного дефицита ресурсов можно

считать такое положение дел, при котором  малая  его  величина  у субъекта и в окружении сопровождается высокой степенью его оценки и стремления к обладанию им.

Дефицит позиций определяется набором следующих признаков:

—немногочисленные позиции, наделяемые высоким статусом и престижем в рамках системы, отличаются высокой степенью привлекательности;

—высокая степень закрытости таких позиций.

Показателем конфликтогенного дефицита позиций можно считать одновременное сочетание:

—малого количества социально значимых позиций;

—превышающей его численности претендентов;

—интенсивности стремления занять эти позиции.

Дефицит информации можно определить по следующим признакам:

  • несоответствие между количеством источников информации, необходимых, доступных участникам ситуации, и используемых ими;
  • их недостаточность в окружении;
  • низкое качество информации и степень ее понимания участниками;
  • признание участниками своей слабой информированности;
  • интенсивность стремления участников к определенным источникам информации с целью использования или контролирования.

Показатели конфликтогенного дефицита информации можно разделить на два основных типа. К первому относится недоступность ее необходимого  количества или качества. Она определяется ограниченностью доступных источников,  с  одной  стороны,  и  высокой их оценкиой, интенсивным стремлением к их использованию или контролированию — с другой.

Второй указывает на низкую культурную компетентность участников. Она определяется неэффективным использованием  доступных источников  информации;  слабой информированностью и  нежеланием  ее  компенсировать;  низким уровнем понимания  сообщений  как  специализированных,  так  и массовых источников информации.

Конфликтогенный показатель различия позиций в рамках системы можно представить набором следующих признаков:

  • различие статусных и престижных характеристик в позициях участников;
  • стремление одного из участников либо повысить собственную позицию, либо понизить позицию противника;
  • оправдание этого желания «несправедливым» положением дел.

Их одновременное наличие свидетельствует о том, что социальное неравенство начинает восприниматься частью людей как состояние, за изменение которого следует бороться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)