Ситуация, благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуации базируется на следующих исходных допущениях:
— наличие конфликтной ситуации — необходимое, но не достаточное условие актуализации соответствующей парадигмы взаимодействия; достаточным является реальное проявление действий одной из его сторон;
— конфликтная парадигма взаимодействия базируется на агрессивности как свойстве человека;
— направление взаимодействия в конфликтной ситуации, характер структурирования действий, их эффективность с точки зрения решения проблемы определяются как ее содержанием, так и позициями участников;
— взаимодействие характеризуется высокой степенью напряженности, поскольку участники затрачивают силы как на решение проблемы, так и на борьбу друг с другом;
— диадическая форма взаимодействия в конфликтной ситуации является той элементарной единицей, в рамках которой на идеально- типическом уровне можно проследить структуру этого процесса в необходимой полноте.
—дефицит ресурсов, позиций, информации при условии, что каждый из участников претендует на весь их объем целиком;
—различия в определении ситуации и целей соответствующих действий;
—расхождения в ценностных и нормативных представлениях. Однако эти условия, вызывая у людей агрессивные побуждения,
еще не составляют конфликтной ситуации. Таковой ее делают участники, наделяя следующими характеристиками:
—несовместимость в отношение доступа к дефицитным объектам;
—противоположность позиций (нормативных, властных, экономических), не допускающая взаимодополнительности;
—соперничество за полный контроль над ситуацией.
Но и этого еще недостаточно, чтобы взаимодействие стало конфликтным. Оно приобретает такое качество при условии, что хотя бы один из участников ситуации (как индивид во внутригрупповой ситуации, как представитель группы — в межгрупповой) готов к агрессивным действиям и демонстрирует это.
Наличие необходимых и достаточных условий для возникновения конфликтного взаимодействия может быть представлено в совокупности наблюдаемых признаков и показателей.
Дефицит ресурсов определяется такими признаками, как:
—отклонение количественных характеристик благ, которыми располагают индивид или группа, от среднестатистических, от нижних и верхних предельных значений;
—ценность ресурса, на который претендует индивид или группа;
—оценка индивидом или членами группы степени их дефицитности для себя;
—степень стремления к обладанию этим ресурсом.
Показателем конфликтогенного дефицита ресурсов можно
считать такое положение дел, при котором малая его величина у субъекта и в окружении сопровождается высокой степенью его оценки и стремления к обладанию им.
Дефицит позиций определяется набором следующих признаков:
—немногочисленные позиции, наделяемые высоким статусом и престижем в рамках системы, отличаются высокой степенью привлекательности;
—высокая степень закрытости таких позиций.
Показателем конфликтогенного дефицита позиций можно считать одновременное сочетание:
—малого количества социально значимых позиций;
—превышающей его численности претендентов;
—интенсивности стремления занять эти позиции.
Дефицит информации можно определить по следующим признакам:
- несоответствие между количеством источников информации, необходимых, доступных участникам ситуации, и используемых ими;
- их недостаточность в окружении;
- низкое качество информации и степень ее понимания участниками;
- признание участниками своей слабой информированности;
- интенсивность стремления участников к определенным источникам информации с целью использования или контролирования.
Показатели конфликтогенного дефицита информации можно разделить на два основных типа. К первому относится недоступность ее необходимого количества или качества. Она определяется ограниченностью доступных источников, с одной стороны, и высокой их оценкиой, интенсивным стремлением к их использованию или контролированию — с другой.
Второй указывает на низкую культурную компетентность участников. Она определяется неэффективным использованием доступных источников информации; слабой информированностью и нежеланием ее компенсировать; низким уровнем понимания сообщений как специализированных, так и массовых источников информации.
Конфликтогенный показатель различия позиций в рамках системы можно представить набором следующих признаков:
- различие статусных и престижных характеристик в позициях участников;
- стремление одного из участников либо повысить собственную позицию, либо понизить позицию противника;
- оправдание этого желания «несправедливым» положением дел.
Их одновременное наличие свидетельствует о том, что социальное неравенство начинает восприниматься частью людей как состояние, за изменение которого следует бороться.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу