Современная рыночная система хозяйствования, закономерности и особенности

Сегодня структура экономики любой страны характеризуется наличием двух форм хозяйствования в условиях рыночных отношений: с одной стороны, крупных корпораций, с другой – множества мелких частных предпринимателей. Так, например, структура экономики США, крупнейшей высокоразвитой страны мира, чрезвычайно пестра.

Интересно
В США 9/10 товаров и услуг производятся частными фирмами, остальные – государственными предприятиями. Существуют фирмы, основанные на организационном партнерстве (ответственности), совместные, кооперативные предприятия, ассоциации и т. д. Всего в стране насчитывается 16 млн фирм.

Большинство американских фирм (77,8 %) основано на личной собственности. На долю корпораций приходится 14,5 %, на долю партнерских фирм – 7,7 % компаний. Но совсем другая картина представляется при распределении доходов: доля корпораций составляет примерно 86,8 %, партнерских фирм – 4,0 %, а фирм, основанных на личной собственности, – только 9,2 %.

Вместе с тем в развитии названных выше двух форм хозяйствования, несмотря на рост значения корпораций, наблюдается усиление конкурентоспособности мелких и средних предприятий. Дело в том, что сегодня в силу насыщенности рынка товарами побеждает не тот, кто предлагает более низкую цену, а скорее тот, кто дает продукт более высокого качества, технического уровня, с лучшим сервисом. А отсюда следует, что возможности получения экономии от масштаба производства (в случае корпораций) резко уменьшились.

Кроме того, адаптивность к спросу мелких и средних предприятий значительно больше по сравнению с крупными, где инерционность намного выше. Они быстрее реагируют на изменение требований рынка. Но в то же время мелкие и средние предприятия не имеют достаточных капиталов для реализации научных открытий, которые, как правило, являются дорогостоящими.

Поэтому крупные корпорации наряду с повышением своей динамичности вступают в контакты с мелкими и средними предприятиями, субсидируя их инновационную деятельность. Мелкие предприятия стали неотъемлемой частью существования и развития крупных компаний.

Рост экономики становится возможным только при условии создания равных условий для развития двух форм хозяйствования. Иными словами, с одной стороны, необходимо создание условий для развития и поддержания духа предпринимательства, гибкости и адаптивности, которые присущи мелким фирмам, а с другой стороны – соединение этих черт с преимуществами крупного производства.

Решение этих вопросов под силу только государству. Помощь государства необходима для развития экономики. Государство в данном случае рассматривается как рынок для продуктов, как источник средств для поощрения и финансирования процесса создания новых продуктов и технологий, как гарантия защиты от риска, с которым связано экономическое развитие.

Оно создает условия для подготовки квалифицированной рабочей силы, для поддержания и развития инфраструктуры (строительство автодорог, аэропортов и др.). Роль эта еще больше усиливается в связи с наличием таких черт, присущих рынку, как инфляция, безработица и нестабильность.

Государство через финансовую политику, регулирование кредита и денежного обращения, а также через систему государственных заказов оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятий и монополий. Так, например, стремление правительства США поддержать мелкие и средние предприятия нашло свое выражение в стабилизации цен на сельскохозяйственные продукты (установлении минимально допустимого уровня цен на основные продукты), поддержке коллективных договоров, принятии законов о минимальной заработной плате, гарантированном минимуме дохода, установлении льготных тарифов и т. д. В США были приняты антитрестовские законы, направленные против сговора отдельных компаний, а также монопольного положения одной компании.

Объединение или согласование действий компаний объявляется вне закона, даже если их цель состоит в том, чтобы обеспечить мелким фирмам возможность эффективно работать с крупными корпорациями.

Но вместе с тем это не означает, что государство всегда субсидирует убытки небольших и средних предприятий или покрывает их убытки, как это имеет место в России. Оно создает условия для развития, а не оказывает поддержку убыточным предприятиям. И в то же время на практике правительство больше поддерживает крупные корпорации, особенно те, которые определяют темпы роста экономики в целом.

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая интернационализация производства. Она несет блага, поскольку участие страны в международном разделении труда позволяет ей более рационально использовать свои природные, трудовые и финансовые ресурсы.

Вместе с тем изменение издержек производства товаров, конкурирующего спроса со стороны других стран, валютных курсов и иногда экспортных пошлин вызывает необходимость защиты национальной экономики путем введения государственного регулирования внешней торговли в форме установления различных пошлин и т. д. Таким образом, современный рынок представляет собой емкое многоплановое понятие.

Характерными признаками рынка являются наличие обособленных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую деятельность, свободное ценообразование, конкуренция, развитая инфраструктура и, наконец, государственное вмешательство с целью создания благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помощью проведения соответствующей экономической и кредитной политики, налогообложения.

Различное сочетание названных выше признаков дает различные типы рынков. Например, так называемый свободный рынок – это рынок с большим числом участников обмена, свободным ценообразованием, развитой конкуренцией. Такой рынок практически неуправляем, но его в чистом виде практически нигде нет.

Антиподом свободного рынка является полностью монополизированный рынок, для которого характерны доминирование поставщика, высокие цены, необходимость жесткого контроля со стороны государства. Для современной экономики типичен регулируемый рынок, где число основных производителей невелико и они способны контролировать друг друга (рынки автомобилей, самолетостроения, электроники и др.).

Для такого рынка характерны производство на заказ, наличие у предприятий сильных служб информации о продуктах, производителях, служб прогнозирования и формирования спроса, мощного оптового звена. Все это дополняет широко развитые прямые хозяйственные связи предприятий, способствует их рациональной организации.

Путем стихийного установления соответствия между интересами продавцов и потребителей (предложение и спрос) на каждом из рынков экономическая система решает три задачи, вытекающие из основной экономической проблемы:

  • какие товары (услуги) и в каком количестве должны производиться, решает покупатель, определяет его выбор (спрос). Объем приобретений зависит от доходов покупателя. Производители вовлекаются в производство тех товаров и услуг, которые пользуются наибольшим спросом, и уходят с рынка тех товаров, на которые спрос падает. Основанием для производителя, выходить или не выходить на рынок и с какими товарами, является движение цен;
  • в какой манере и как должны производиться товары, определяется стремлением производителей получить больше прибыли при равных условиях спроса, т. е. при устоявшейся цене. А это означает, что производитель должен как можно больше снизить свои издержки производства по сравнению с рыночной стоимостью, т. е. получение максимальной прибыли возможно при достижении минимума затрат на производство. Этого можно достичь только при условии постоянного внедрения эффективной технологии и новой техники. Как мы видим, цена в данном случае является стимулом к внедрению новой техники и технологии;
  • как товары и услуги распределяются, зависит от спроса и предложения на факторы производства (земля, материальные ресурсы, рабочая сила, капитал).

Для выбора направления действий предприятия (организации) необходимо знание закономерностей и особенностей развития рыночной системы хозяйствования, в которых оно (она) работает.

В философском понимании общественная закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или хозяйственных процессов, характеризующая поступательное развитие истории. На практике это означает, что, выходя на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать в своей хозяйственной деятельности закономерности развития рыночной системы хозяйствования.

Этими закономерностями являются:

  • отсутствие дефицита товаров и услуг. Это обусловливается самой природой рынка. Дело в том, что в основе обмена лежит принцип удовлетворения интересов всех участников производства, при котором каждый за наименьшее количество результатов своего труда стремится получить наибольшее количество результатов труда другого производителя. В данном случае мы имеем дело с формированием цены товара в зависимости от спроса. Следовательно, при дефиците товара у продающего появляется возможность поднять цену, а отсюда и получить высокую прибыль. Большая прибыльность товара побуждает других производителей поставлять на рынок этот же товар. И чем более прибыльно данное производство, тем больше к нему подключается производителей (поставщиков на рынок). При этом каждый производитель, опережая других, старается реализовать продукции как можно больше, когда цена на товар еще высока. В результате этого вольно или невольно ликвидируется дефицит данного товара, баланс спроса и предложения начинает сдвигаться в сторону предложения, а это значит, что продажная цена товара уменьшается, приближаясь к уровню общественных издержек производства;
  • тенденция к установлению продажной цены товара на уровне общественных издержек производства. Она вытекает из первой закономерности: когда баланс спроса и предложения сдвигается в сторону предложения, то продажная цена начинает приближаться к уровню общественных издержек производства;
  • непрерывный поиск возможностей улучшения качества товаров и услуг. Установление цены на уровне общественных издержек производства означает для многих производителей либо вообще неполучение прибыли, либо получение незначительной прибыли, а порой и продажу товара себе в убыток. Чтобы сохранить возможность получения высокой прибыли, производители начинают искать пути уменьшения себестоимости до уровня ниже общественной. Но снижение себестоимости имеет свой предел, определяемый уровнем развития науки и техники, организацией производства и труда. Это заставляет искать новые пути обеспечения получения необходимой прибыли. Одним из них является улучшение потребительских свойств товара. Необходимость поиска путей повышения качества товара определяется также и борьбой производителей за рынки сбыта. С аналогичными товарами, как правило, выходят на рынок и другие производители, поэтому, чтобы обеспечить лучшие условия для продажи именно своего товара на рынке, производитель стремится улучшить его потребительские свойства;
  • непрерывный поиск путей ускорения продажи товаров и услуг потребителю и закрепление на рынке сбыта. Это важно для производителя особенно тогда, когда он выступает на рынке с новым товаром и хочет довести товар до потребителя, когда цены на него еще высоки и можно получить более высокую прибыль. Это важно еще и потому, что в условиях рынка большое значение имеет ускорение оборачиваемости капитала. Правильный выбор каналов сбыта также способствует закреплению предприятий на рынке;
  • естественный отбор производителей. На рынке остается лишь тот, кто создает лучшие условия для продажи своих товаров. На деле это означает, что, если хочешь процветать, должен следовать девизу: «Знать – хотеть – мочь – успевать».

Обязательным условием осуществления отбора является наличие нескольких производителей аналогичного товара, т. е. необходимость конкуренции между ними. Обеспечению этих условий служит принятие антимонопольного законодательства во всех странах с рыночной экономикой, создание условий, при которых производится только продукция, нужная обществу.

Иначе говоря, работа на склад разорительна для производителя. Этому способствует конкуренция, которая в условиях подчинения производства удовлетворению спроса отметает все устаревшее и непрогрессивное.

Реализация вышеуказанных закономерностей предполагает выполнение ряда условий развития организационной структуры рыночной системы хозяйствования:

  • наличие различных форм собственности – государственной во всех ее проявлениях (полностью государственная, акционерная, арендная), коллективной (акционерная, кооперативная, собственность товариществ) и частной (индивидуальная, частная и арендная);
  • сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом. Небольшие фирмы быстрее реагируют на изменение требований рынка, в то же время они не имеют достаточных капиталов для реализации крупных научных открытий, как правило, весьма дорогостоящих. Эти две особенности получили свое воплощение в том, что мелкие и средние предприятия стали неотъемлемым условием развития крупного бизнеса. Они выполняют работу, связанную со сбытом продукции, производимой крупными корпорациями, по заданию крупных компаний ведут маркетинговую деятельность, изучают и обобщают информацию о рынке и т. д.;
  • изменение рынка потребительских товаров и услуг. Рынок характеризуется не только огромным разнообразием предлагаемых товаров, но и их массовым характером. Это стало возможным благодаря созданию индустриальной базы для массового производства потребительских товаров, причем не только традиционных – продовольствия, одежды, обуви и пр., но и принципиально новой категории – товаров длительного пользования. Особенностью рынка стал переход от отраслевой формы управления производством товаров и услуг к смешанной, от отраслевой монополии к олигополии. Конкуренция олигополий потребовала стабильных цен и сделала акцент на качестве товаров, их разнообразии и постоянном обновлении. Таким образом, рынок потребительских товаров представляет собой замкнутую, самостимулирующуюся, чрезвычайно развитую и многообразную систему массового потребления;
  • переход от свободного рынка (с большим количеством участников обмена, свободным ценообразованием и развитой конкуренцией) к рынку, регулируемому со стороны государства;
  • наличие мощной инфраструктуры рынка в лице банков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм.

Таким образом, рынок представляет собой сложную систему взаимодействия различных экономических структур, хозяйственной практики, правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбой в работе или неэффективное развитие экономической системы. Это усиливает значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Оно посредством издания различных законодательных актов, проведения соответствующей экономической политики создает «правила игры», которому следуют участники рынка.

Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем указания, что и сколько производить, а должно создавать условия, выполнение которых обеспечило бы предприятиям:

  • полную хозяйственную независимость в области как производства, так и реализации продукции;
  • свободу заключения договоров с хозяйствующими субъектами;
  • выход на внешний рынок.

Следовательно, руководство предприятия (организации) должно знать и понимать не только закономерности развития рынка, но и основные движущие мотивы, определяющие поведение производителя, принятие им решения о выходе на рынок с тем или иным товаром или услугой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)