Социология образования взгляд в будущее

По мере развития социологии образования ее задачи усложняются. К тому же в настоящее время российская социология образования находится на распутье. Помочь ей найти свою подлинную роль — одна из важных проблем, которые стоят перед учеными, работающими в этой области знания. Это касается как целей, так и методов, как качественной, так и количественной стороны дела, учитывая, что каждый этап в развитии общества требует специфического распределения населения по уровню образования.

Интересно
Впрочем, самое существенное здесь не количественные пропорции. Институт образования сам по себе как бы расщепляется на функцию открытую (задачу освоения знаний, навыков, социализации) и функцию латентную (наделение человека определенным статусом, воспроизводство социального неравенства). Вторая является прежде всего областью приложения сил специалистов-социологов.

В современных условиях, особенно в стране, переживающей острый экономический и политический кризис, резко возрастает непредсказуемость решений и поведения различных социальных групп и организаций. Это также ставит новые задачи перед обществоведами, поскольку нельзя изучать такое общество с помощью доктрин, рожденных веком Просвещения. Новое состояние социума требует и новых подходов.

В связи с этим все более ощущается потребность в использовании элементов тех концепций и теорий, в которых предпринимались попытки изучения таких сложных, многослойных феноменов. В свою очередь это требует поиска новых теоретических и методических подходов.

Если социология, в том числе и такая ее ветвь, как социология образования, возрождалась в СССР как область знания, широко использующая статистические и математические методы, то в недалеком будущем ей предстоит значительно расширить применение качественных методов. Без этого нельзя глубоко понять роль образования в социокультурном воспроизводстве, в частности в развитии экономики, его влияние на социальную структуру, на демографические процессы.

Общество, которое в своем развитии стремится ориентироваться на либеральные модели, неизбежно сталкивается с их как позитивными, так и негативными последствиями, и должно как бы заново изучать и оценивать возникающие конфликты и новые социальные механизмы.

Селекция, которую неизбежно предстоит изучать социологам, в таком обществе функционирует при помощи тонкого, замаскированного и тем не менее четко работающего механизма. Он включает в себя большое разнообразие каналов подготовки учащихся, формальную и неформальную иерархию типов школ, открытые и латентные ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости, «судей-педагогов», которые принимают должные правила игры. Без исследования этих механизмов нельзя дать обоснованную оценку той или иной модели образования.

Если ориентироваться лишь на экономические показатели темпов роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности и т. п., т. е. рассматривать систему образования как придаток производства, то мы получим совсем далекую от демократических традиций структуру. В этом случае в обществе будет готовиться узкая группа элиты — специалистов высокой квалификации, которые затем получают доступ к рычагам власти в экономике и политике.

Что же касается образования широких масс населения, то оно будет консервироваться на весьма низком уровне. В качестве придатка к этому трудящиеся слои получат эрзац-культуру, так называемую массовую культуру. Своевременно изучить эти тенденции — важная цель, стоящая перед исследователями в области социологии образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)