Социология наставничества

В наше время неожиданных перемен даже опытные учителя испытывают определенные трудности в работе. Подобные трудности испытывают и родители, и воспитатели, и, модные нынче, гувернеры, и сами дети.

Порой это вызвано их собственной консервативностью, внутренним неприятием перемен, порой—затрудненностью контакта с между взрослыми и молодежью.  К сожалению, до сих пор подготовка учителей в училищах и вузах проводится по устаревшим методикам, с догматичным, полным ненужной дидактики учебникам и с очень малым объемом практических советов и методов.

О специальной подготовке родителей, как и о педагогическом образовании самих детей вообще никто не слышал. Эта глава учебника рассмотрит познание современной интенсивной педагогики с точки зрения социологии. Начать следует с небольшого исторического экскурса, соединив его с таким же кратким обзором нынешнего положения в школах развитых стран.

Над проблемами педагогики люди размышляли еще в глубокой древности; нынче существует множество направлений, школ, стилей преподавания.

В Японии, например, предпочтение отдается методу, в просторечии именуемому “забивание гвоздей”. Ребенку предлагается заучивать уроки почти наизусть и в ответе не импровизировать, не отклоняться от текста лекций, учебника.

Любое самостоятельное решение вызывает удар, как по шляпке гвоздя

молотком, со стороны учителя, родителей. Если ученик упорно

сопротивляется такой учебе, не подчиняясь нажиму старших, его

переводят в другую школу, где обучение производится гораздо

демократичнее, по более обширной программе.

Такие школы, воспитывающие «забитые гвозди», не афишируются, чтобы не вызвать у ребят из обычных школ комплекса неполноценности, но зато щедро финансируются крупными фирмами: именно оттуда эти фирмы (и даже правительство) черпают свою будущую инженерную и административную элиту.

В Америке широко практикуются школы с несколькими классами одной возрастной группы, но с разнонаправленным обучением. Ученик сам выбирает приятный, интересный для него класс.

В школе, скажем, семь шестых классов—и в каждом свое направление: в одном гуманитарное, в другом—техническое, в третьем—биологическое, в следующем внимание уделяется практическим навыкам, умению работать с механизмами, инструментами. Выбрав один из классов—экологического, к примеру, направления, — ученик со временем может изменить увлечение, перейти в класс компьютерной или иной направленности.  Правда, ему придется по профилирующим предметам догонять остальных.

Есть, конечно, в Америке и другие школы—платные и бесплатные— с другими программами и методами обучения. В книге мы еще поговорим о различных системах преподавания как в историческом, так и в национальном аспекте. Наша вступительная задача—объяснить учителю полезность подобной информации для применения части ее в собственной практике.

Даже метод «свободного выбора» (хотя широко применять его в нашей стране не позволят недостаток средств и отсутствие умных руководителей в системе «наробраза») возможен для использования в отдельном классе, где требования к разным ученикам по разным предметам также будут разными.

Необходимо заметить, что, готовя преподавателей, их недостаточно глубоко знакомят с практикой игрового обучения. И прием “играя, учиться; учась, играть” мы используем в основном для малышей.

Хотя

подростки, старшеклассники не менее детсадовцев ориентированы на игру,

на получение знаний не только в вербальной системе, но и по всей оси

координат восприятия: сенсорно, мнемонически, графически, мистически,

гипнотически.

Любая игра—это моделирование ситуации прошлого, настоящего или будущего. Играя, ребенок учится жить. Если такая игра связана с конкретным предметом (физика, биология, литература), он воспринимает обучение этой дисциплине как обучение жизни и запоминает всерьез и надолго.

Вспомним великолепную книгу про путешествие уменьшенных Карика и Вали с профессором-энтомологом по миру насекомых, Если бы мы в реальности могли создать подобные условия, любой подросток изучил бы науку о насекомых за несколько дней.

Некоторые военные игры развивают в ребятах-участниках углубленные знания в определенных областях топографии, ботаники, географии. К сожалению, на практике направленность этих игр не столько научно-познавательная, сколько спортивная.

В книге вам будет предложено несколько игр, развивающих знания в ряде школьных дисциплин. Возможно, некоторые из них вы проведете в своем коллективе.

В учебе, кроме игры, должна быть и тайна.

Вы задумывались, почему

ребенок легко и быстро заучивает похабные стишки? Отчасти по формуле

«запретный плод сладок», но большую стимулирующую роль играет и

секретность, таинственность получения и хранения этой информации. А

коли так, нам просто необходимо применять таинство учебы—

применять на полную мощность, как когда-то пользовались тайной знания

при обучении алхимии, астрологии, знахарству.

Индивидуальный подход… “В наше-то время? — переспросите вы.—Смешно! Нехватка учителей, непомерно большие классные группы, перегруженность преподавательского состава, нищенские оклады… ”.

Все

это в сумме создает такой гигантский минус, что как-то и неловко

говорить об индивидуальной работе с каждым школьником.

Но даже в классе из 30-40 ребят учитель может использовать индивидуальный метод, возложив часть своих задач на учеников-лидеров.  Для этого надо только протестировать класс и составить его социо-психологическую схему.

На схеме четко выявятся группы, объединенные в микроколлективы (семьи) по интересам, социальной значимости, физиологическим особенностям.  Обозначатся лидеры и псевдолидеры, «возмутители спокойствия» и «бунтовщики», «пассивные оппозиционеры» и «нейтралы».

Пользуясь таким «портретом» класса, вы сможете уступить реальным лидерам часть своего педагогического влияния и смешать интересы и точки соприкосновения этих микроколлективов так, чтобы они творчески противодействовали друг другу.

Любая оппозиция, соперничество—это прежде всего взаимное совершенствование, прогресс. Соперничество сублимирует агрессию—основу эволюции—в творческое соревнование и помогает бескровно развиваться обществу.

Одна из ошибок большевиков заключалась в уничтожении инакомыслящих партий. Не встречая сильных соперников, даже шахматист деградирует.  Что уж говорить о целой стране. Вот и опустились мы от ленинской энергии, сталинского злобного ума до склеротического маразматизма брежневской эпохи.

Так и в школах. Собирание монеток, марок, спортивные достижения, модная одежда, хвастовство, драки—все это нормальные явления развития, но в уродливой, бездуховной форме. Если престижным станет не обладание модными «шузами», а знание физики, акценты соперничества сместятся в нужную нам сторону, в область учебы.

Добиться трудно, но возможно, — используя рекомендации данной книги.

Мы не забыли и давешний спор о нужности отметок и домашних заданий.

Наилучшим компромиссом в этом споре признано выставление УСЛОВНЫХ

отметок, которые определяет не учитель, а сам отвечающий вместе с

мини-комиссией из двух-трех человек.

Домашние задания бывают действенными только тогда, когда они выполняются с активным интересом, творчески. Лучше, если термин «домашнее задание» заменят другие: подготовка статьи в классный научно-популярный журнал, реферат, доклад с содокладчиками и оппонентами.

Должен сказать, что мы не открываем Америки. Все это знакомо нашей педагогике, но как-то захоронено в завалах повседневной текучки.

В книге рассмотрены некоторые теоретические и практические приемы, которые педагог (родитель, воспитатель, наставник)  может принять или не принять. Но ознакомление с ними ничего, кроме пользы, не принесет.

Так в одной из глав  мы рассказываем

о психосексуальной стадии развития личности, показываем восемь

манипуляторных типов. В этой же главе мы расскажем Вам о психономике,

биоэнергетике, гештальттерапии, научим безболезненной нейтрализации

антисоциальных проявлений у школьников, расскажем, как помочь ребенку

в самопознании и самосовершенствовании.

Наши советы по переоборудованию школьных столов, парт могут также вызвать нежелательную, отрицательную реакцию педагогических коллективов.  Но все же попробуйте. Попытка—не пытка.

Сидеть, кстати, на жестком стуле, на скамье—неудобно. Да и вообще

скелет человека, его анатомия не приспособлены к сидению. Лежать,

полусидеть на согнутых, подвернутых ногах, полулежать—это для

нашего строения нормально. А вот сидеть—противоестественно.

Задумайтесь, почему у азиатов, у восточных рас, где стулья в быту

отсутствуют, практически не бывает радикулита, других механических и

технических заболеваний позвоночника. Заболеваний, которые считаются

профессиональными у шоферов, машинисток, часовщиков, чиновников. Да и

в Древней Греции, Элладе люди кое-что понимали, в чем польза для

тела. Ребенку же просидеть полдня почти неподвижно на неудобной парте

не только вредно—мучительно.

В одной из хабаровских школ занятия в младших классах проводились стоя: у парт лежали резиновые коврики с мягкими бугорками-шипами; дети стояли на них в теплых носочках, переминаясь; садились, если хотели за парту; вновь вставали.

И продуктивность у ребят в этих классах была на несколько порядков выше, чем в типичных.  (Кстати, подобное новшество почти не требует материальных дотаций.  И еще: египетские фараоны занимались утренней гимнастикой на подобных ковриках с бугорками-шипами, что давало им, по мнению жрецов—ученых того времени, — мощную психическую и физиологическую стимуляцию.)

На Западе давно применяют стулья, на которых можно сидеть всю жизнь и не устать. Изготовить такие можно и в школьной или домашней мастерской.

Мягкие поролоновые подушечки под коленями и ягодицами поворачиваются

вверх и вниз и крепятся винтом, создавая наиболее оптимальный угол

для равномерного распределения веса тела на колени и ягодицы.

Поясница не напряжена. Инстинктивное стремление детей подвертывать

ногу под попу или даже забираться на стул с коленями—так им

удобней—реализовано в этой конструкции максимально. При утомлении

легкое изменение угла подушечек переносит вес вверх или вниз.

О других технических и недорогих приемах, улучшающих и облегчающих

учебный процесс, вы узнаете в процессе чтения этой книги.

Может сложится впечатление, будто эта книга ориентирована, в основном, на школьных учителей. Отнюдь! Автор использует это понятие в гораздо более широком толковании. Любой родитель – учитель;  воспитатель, массовик в парке, старший брат (сестра) в многодетной семье, тренер в спортсекции – все мы в той или иной степени УЧИТЕЛИ. 

И древнюю сентенцию: “Уча, мы сами учимся” можно считать эпиграфом этого пособия. А построим мы его по схеме достаточно простой: мы будем рассказывать о различных методах воспитания и обучения Человека Человеком, не акцентируя особого внимания ни на возрасте учителя и ученика, ни на предмете обучения.

Все эти методы универсальны:  они годятся и для изучения математики, и для понимания сексуальных проблем, и для исправления ошибок поведения, и для спортивных тренировок.

Мы часто будем обращаться к прошлому. Не только потому, что “все новое – это хорошо забытое старое”, но и по причине нежелания заново изобретать велосипед. Нравственность “Маленького принца” не уменьшается со временем, а интеллект гражданина Древних Афин не уступает разуму жителя Москвы или Тьмутаракани.

Мы будем щедро знакомить с практикой воспитания в других странах. Совершенно незачем копировать эти практические приемы слепо – возьмите на вооружение лучшее.

Мы будем говорить ВЫСОКИЕ слова. Уже потому, что их высокость последнее время извращена, принижена. Но ребенок, в сердце которого нет любви к Отечеству, людям, никогда не станет полноценным человеком.

Страшно, когда духовность и ВЫСОКИЕ понятия подменяются грубой материей вещицизма. Варвар с автоматом вместо дубины и золотой цепью вместо шнурка с клыками медведя остается варваром.

Теперь мы можем смело переходить к составлению своеобразного

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)