Социология молодежи сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива

В настоящее время в связи с общим кризисом науки, а также появлением множества тем, более волнующих общественное мнение, чем проблемы молодого поколения, число российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, существенно сузилось. Так, число цитирований по проблемам возрастов существенно уменьшилось по сравнению с началом 80-х гг. и с тех пор находится примерно на одном уровне. Вместе с тем возникли новые направления в этой области.

Интересно
В соответствии с мировой тенденцией рассмотрения молодежных когорт как составляющей части других общесоциальных процессов в российских исследованиях молодежи акцент переносится на логику рассмотрения молодости как части жизненного цикла человека (life course), переходной фазы между подростковым возрастом и состоянием взрослости.

В таком аспекте молодость выступает в качестве переходного состояния в становлении «человека социального», в котором, с одной стороны, присутствуют элементы социального сходства людей, находящихся в данной жизненной фазе, с другой отражается личностное, индивидуальное своеобразие.

Перенос интереса на индивидуальные жизненные стратегии в западной социологии связан с возрастающим многообразием каналов вхождения молодежи во взрослое общество:

  • дополнительные курсы профессиональной подготовки до и после получения среднего образования;
  • специфически молодежный рынок труда и способы первичного трудоустройства молодежи, в том числе временная безработица;
  • многообразие форм проживания и образования семей.

«Жизненные траектории поколения все больше и больше приобретают характер индивидуальных биографических траекторий и утрачивают свойства общесоциальных моделей». Отсюда развитие наряду с массовыми долговременными (лонгитюдными) исследованиями так называемых «case studies» изучение единичных случаев отдельных типичных жизненных траекторий, на основе которых массовидные тенденции социального взросления анализируются более углубленно.

С позиций описанного методологического подхода в Институте социологии РАН осуществляется проект, где на базе массовой выборки лонгитюдного исследования проводятся выборочные глубинные интервью, представляющие разные типы жизненных траекторий:

  • стабильные/мобильные социальные траектории;
  • представители новых социально-профессиональных групп (например, предприниматели, безработные);
  • жизненные карьеры женщин и мужчин;
  • академическая карьера профессионалов;
  • анализ изменений в социальных идентификациях и т. д.

Сочетание имеющихся массовых данных об общих жизненных стратегиях поколения с данными глубинных интервью отдельных представителей типичных жизненных карьер позволяет рассмотреть механизмы и способы выбора молодыми людьми различных вариантов жизненного поведения.

Другие новые аспекты в исследовании молодежной проблематики дополнение внутрипоколенного анализа межпоколенным, попытки исторического сравнения различных возрастных когорт и их вступления во взрослую жизнь для понимания общих механизмов взросления и их особенностей, связанных с определенной исторической ситуацией.

Сопоставление межпоколенных различий с внутрипоколенными позволяет выяснить, с одной стороны, роль поколений как особого феномена, с другой роль социально-структурных факторов, влияющих на процессы социальных изменений.

Занятость молодежи и безработица, молодежные рынки труда (в основном вторичный рынок труда, т. е. временное трудоустройство молодых, не обладающих достаточной квалификацией) успешно исследуются Центром изучения проблем занятости Института социологии РАН.

Новые формы потребительского поведения молодежи сфера интересов В. Магуна, проблематика бездомных В. Журавлева, проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодежи нашли отражение в ряде публикаций.

Основной чертой современного периода в исследованиях молодежи становится их прагматическая направленность на изучение отдельных сегментов образа жизни и отдельных групп молодежи, обладающих своими особенностями и способами вхождения во взрослое общество.

Учитывая волнообразный характер развития молодежной проблематики, следует, на наш взгляд, в ближайшие годы ожидать очередного взлета интереса к этой области. Он будет обусловлен вхождением во взрослую жизнь первой возрастной когорты, сознательная фаза социализации которой пришлась на период развития рыночных, отношений в России и, соответственно, рыночной (индивидуализированной) психологии.

Новое поколение (1977-1978 гг. рождения) получило не только новый опыт образования и профессиональной подготовки, но вступает в жизнь при сокращении шансов на трудоустройство, что чревато возможным обострением межпоколенных противоречий.

Растущая дифференциация каналов и способов вхождения во взрослое общество с неизбежностью должна повлечь за собой более активное использование и сочетание различных методов исследования:

  • глубинных (качественных) и массовых (количественных) методов;
  • долговременных (лонгитюдных) и единовременных экспресс-опросов по частным проблемам, возникающим в обществе или в данном регионе.

Усилится, на наш взгляд, прагматическая направленность исследований, связанная с возникновением новых, ранее не существовавших явлений молодежного статуса и появлением новых групп среди молодежи: безработных, бездомных, военных наемников или профессиональных военных, участвовавших в подавлении беспорядков на территории собственной страны. Станут актуальны проблемы молодежного рынка труда, потенциальной или реальной трудовой эмиграции, потребительского поведения молодежи.

С точки зрения социального заказа, на наш взгляд, наиболее актуальны проблемы социальной защиты молодежи, организации специфического молодежного рынка труда, выравнивания растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, эффективности новых (в том числе частных) каналов образования.

С точки зрения интересов государственной политики целесообразна также разработка долгосрочных (на десятилетия) прогнозов социального поведения различных возрастных когорт, проходящих разные стадии жизненного цикла.

Нетрудно представить, что в социологии молодежи будут происходить те же процессы, которые охватывают и другие предметные области, прежде всего движение в сторону междисциплинарного подхода. Очевидно, что совмещение собственно социологических концепций с социопсихологическими, этнологическими и историческими не просто «дань моде», но естественный способ развития знания в достаточно сложной социоэкономической, социокультурной и политической ситуации, в которой находится сегодня российское общество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)