Социолог и СМИ

Теме взаимоотношений социологов и средств массовой информации (СМИ) в отечественной методической литературе уделяется недостаточное внимание, хотя именно эта часть работы социологов имеет особое общественное значение, так как именно телевидение, радио и пресса превращают социологическую информацию в объект пристального внимания многомиллионной аудитории. Это накладывает особую ответственность на социологов, обнародующих данные исследований, затрагивающих актуальные общественные проблемы.

Что касается роли социологов в тиражировании социолгической информации посредством СМИ, то основной их заботой должно быть не только грамотное и доступное для непрофессиональной аудитории изложение материалов исслдований, но и контроль за тем, чтобы в процессе подготовки материалов журналистами, в социологические данные не вно¬сились искажения, а их интерпретация соответствовала реальному смыслу и общественному назначению.

Как показывает наш опыт общения с журналистами, наилучшей формой подачи материала является подготовка специальных пресс-релизов, содержащих информацию по одному из вопросов, представляющих интерес для массовых аудиторий.

Требования к пресс-релизу:

  • краткость (объем обычно не должен превышать двух страниц, включающих описание исследования, представление полученных данных, выводы и комментарии);
  • популярность изложения (отсутствие узкоспециальной терминологии и статистических выкладок);
  • актуальность (связь результатов исследования с интересами массовой аудитории). Распространение пресс-релизов может осуществляться как в процессе непосредственной доставки их в редакции, так и посредством специально организованных для представителей СМИ пресс-конференций, где социологи могут ответить на вопросы, возникающие у журналистов в связи с полученной ими информацией. Но последний путь требует существенных организационных затрат, и не всегда удается добиться широкой посещаемости такого рода пресс-конференций.

Прекрасной трибуной для социологов являются тематические телепередачи, куда приглашаются эксперты по тем или иным социальным проблемам. При таком общении социолога и СМИ риск искажения социологической информации минимален со стороны работников средств массовой информации. Но далеко не всегда информация не соответствует действительности по вине журналистов и редакций, вольно обращающихся с цифрами и фактами, полученными от социологов.

Немало проблем с качеством социологической информации в СМИ возникают по вине тех, кто эту информацию производит и отдает в прессу, на радио и телевидение. Это обстоятельство вынуждает ставить вопрос о специальной подготовке журналистов, использующих социо-логические данные, для контактов с различными фирмами и группами, производящими социологическую информацию.
.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)