СМИ и социологическая информация

В периоды, когда за своевременную социологическую информацию платят деньги (иногда немалые), как грибы после дождя растут «фирмы», «службы», «центры» по изучению общественного мнения. В этих социологических службах нередко работают люди, которые о социологии еще вчера знали только понаслышке, а сегодняшняя конъюнктура побудила их активно осваивать новый «промысел».

Средства массовой информации в последние годы пестрят данными опросов населения, ошибки и погрешности в проведении которых видны специалисту невооруженным глазом. «Святая простота» новоявленных «социологов» приводит к тому, что они предоставляют журналистам для дальнейшего широкого обнародования данные, не только позволяющие обнаружить погрешности и ошибки своей работы, но и рассчитать их величину.

Профессиональный долг и профессиональный интерес толкают журналистов на поиски информации, связанной с результатами опросов общественного мнения. Найдя ту или иную организацию (или представителя той или иной органи¬зации), располагающую результатами опроса населения, журналист получает желаемую информацию.

Конечно, его иногда по-человечески волнует — насколько можно доверять полученным данным? Каким образом можно убедиться, что опрос, результаты которого он предполагает осветить, был проведен достаточно компетентно? Возможно ли вообще проконтролировать качество подобной информации?

К сожалению, при подготовке журналистов этой проблеме — как контролировать социологическую информацию, получаемую в результате опросов общественного мнения — до последнего времени не уделялось внимания. Единственное, чем мог быть вооружен журналист в подобных ситуациях, это личная добросовестность и здоровый скептицизм. Думаю, что многие журналисты уже имели возможность убедиться в том, что это очень слабое профессиональное оснащение в работе с результатами социологических опросов.

В таком же положении находятся и политики. С одной стороны, они нередко оказываются в ситуациях, когда остро испытывают потребность в информации о состоянии общественного мнения (чувствах, мыслях, намерениях раз¬личных слоев населения), готовы нести существенные расходы за получение подобной информации. С другой стороны, заказывая исследование, не уверены, что полученная информация будет достаточно качественной.

В странах Запада, где опыт освещения и использования результатов социологических опросов населения значительно богаче, издаются специальные брошюры и методические пособия, предназначенные для оказания помощи журналистам и политикам, обращающимся к результатам массовых опросов.

Анализ этой литературы и собственный опыт контактов с журналистами позволяет сформулировать ряд вопросов, получив квалифицированный ответ на которые журналист может быть уверен в том, что полученная им информация соответствует элементарным профессиональным требованиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)