Социальные группы и международные движения

Социальное взаимодействие составляет основу общественной жизни индивидов. Согласно высказыванию Аристотеля, «человек – животное социальное», каждый из нас находит самовыражение в групповой деятельности. Понятие «социальная группа» является краеугольным камнем в понимании социальной структуры и социальных процессов, происходящих в обществе.

Социальная группа – это совокупность индивидов, связанных между собой значимыми социальными признаками. Классики социологической мысли, такие как М. Вебер, Р. Мертон, П. Сорокин, П. Штомпка, П. Бурдье, внесли значительный вклад в исследование данной научной дефиниции. Являясь образцом междисциплинарного дискурса, социальная группа подразделяется на множество типов и категорий: малые и большие социальные группы, реальные и номинальные, ингруппы и аутгруппы, первичные и вторичные, референтные и квазигруппы и т. п.

Мы же остановим свое внимание на рассмотрении понятия «квазигруппа». Квазигруппы – это спонтанно образованные группы, характеризующиеся неустойчивыми взаимосвязями и кратковременностью совместных действий.

Основными типами квазигрупп являются аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория – это группа, сформированная с целью взаимодействия с коммуникатором, являющимся носителем информации, представляющей интерес. Аудитория может вступать как в прямой, так и в опосредованный контакт с коммуникатором. Как правило, процесс взаимодействия носит односторонний характер, когда коммуникатор передает информацию аудитории. Обратная связь возможна, но является слабой и непостоянной. Аудиторию отличает сложная и неоднородная структура, склонная к разделению на различные общности. В международных исследованиях особый интерес вызывает изучение аудитории СМИ, а также взгляд на электорат как определенную политическую аудиторию.

Толпа – это совокупность индивидов, имеющих общий интерес и ограниченных замкнутым физическим и временным пространством. Изучение толпы занимало социологов на протяжении всей истории науки. Наибольший интерес представляют работы Г. Тарда, Г. Лебона, Х. Ортеги-и-Гассет, Р. Тернера. Уникальность данной социальной общности состоит в том, что когда индивид становится частью толпы, он меняет свое поведение, это объясняется основными признаками данной квазигруппы, а именно – отсутствием социальной дистанции между индивидами, безоговорочным принятием мнения большинства, анонимностью, высокой эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, чувством неуязвимости и общей силы, быстрым возникновением и распространением специфических норм. Толпа на протяжении всей истории человечества являлась мощнейшим политическим оружием, способным изменять и свергать режимы, уничтожать государства, менять ход истории. За последние 25 лет в мире произошло 24 «цветные революции».

Американский общественный деятель и идеолог «цветных революций» Джин Шарп выделяет три этапа ненасильственного свержения власти и смены политического режима:

  • формирование антиправительственного движения посредством проведения оппозиционных митингов, акций протеста, маршей, пикетов и т. п.;
  • дискредитация силовых структур, акты неповиновения, забастовки, саботаж;
  • использование методов ненасильственного свержения власти.

В основе всех цветных революций лежит представление о том, что государственная власть строится на соблюдении индивидами правил и норм, установленных в обществе; как только индивиды перестают подчиняться, и, используя силу толпы, демонстрируют это правящей элите, она теряет свою власть. Основная задача – это формирование оппозиционного общественного мнения (данному вопросу посвящена гл. 4), которое закладывается и взращивается в социальных кругах.

Социальные круги – это добровольные союзы, создаваемые с целью обмена информацией, характеризующиеся слабой социальной связью между участниками коммуникаций. Социальные круги могут быть различных типов, например профессиональные или статусные. Именно на их основе происходит формирование устойчивых социальных групп и вырабатывается общественное мнение, появляются лидеры мнений. Из всех типов квазигрупп социальные круги – наименее изученное понятие в социологической литературе. Действие представителей социальных кругов приводит к формированию социальных движений.

Социальные движения – это совокупность социальных действий индивидов, направленных на введение социальных изменений в обществе или активное противодействие им. Социальные движения, как правило, отличаются от социальных институтов и организаций высокой динамичностью (даже, скорее, непостоянством) структур и взаимодействий, а также неопределенным жизненным циклом.

В целом, в жизненном цикле социального движения можно выделить четыре стадии:

  • стадия беспокойства, когда индивиды начинают испытывать недовольство происходящими общественными процессами;
  • стадия возбуждения, когда индивиды вступают в социальное взаимодействие, обсуждая предмет недовольства, начинают складываться коммуникационные потоки; появляются лидеры мнений;
  • стадия формализации, когда определяются лидеры/ активные участники движения, порядок действий, систематизируется активность и идеология, определяется цель и задачи деятельности движения;
  • стадия институциализации, когда формируются культурные и социальные образцы, вырабатывается система защиты интересов участников движения, определяются статусы и роли участников, вводится система социального контроля.

По итогам завершения последнего этапа социальное движение формально перерастает в социальную организацию или социальный институт. На этом жизненный цикл движения заканчивается. Но некоторые специалисты, в частности С. С. Фролов, выделяют распад движения в отдельный заключительный этап существования социального движения, так как достижение поставленных целей может привести к распаду социального движения до начала его институциональных трансформаций. В связи с тем, что движения характеризуются динамизмом и непостоянством, прекратить свое существование они могут на любой стадии развития – например, на стадии возбуждения. Коммуникация между участниками может привести к снятию социального напряжения, устранению социального беспокойства. Это может происходить как непроизвольный процесс, носящий терапевтический характер от беседы/обсуждения общих насущных проблем, так и быть сознательным действием со стороны органов государственной власти, которые пресекают обсуждение и распространение беспокойства. Например, в 1941 г., в период активного наступления германских войск, для пресечения панических настроений среди населения был издан Указ Президиума Верховного совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения».

Движения могут принимать различную форму: утопические движения, движения сопротивления или революционные движения. Причинами могут быть как борьба за реформирование общества, так и борьба за остановку реформ. Существует несколько социальных причин, способствующих формированию социальных движений: социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность, культурные течения. Формально их можно отнести к социальным предпосылкам, существующим в обществе в целом, но движения, как и любые другие виды социальной активности и социальной общности, организовывают конкретные индивиды, которые имеют свои личные особенности или, точнее, личные социальные ситуации, которые опосредуют их общественную активность. К ним относятся:

  • потеря групповых связей со значимыми первичными группами;
  • социальная изоляция;
  • потеря значимых социальных статусов; слабое воздействие механизмов социального контроля со стороны общества;
  • высокая интенсивность процессов социальной мобильности;
  • неустроенность личной и семейной жизни;
  • маргинальность;
  • психическая возбудимость.

Однако ошибочно предполагать, что социальные движения представляют собой совокупность психически неуравновешенных людей, оказавшихся на обочине социальных отношений. Указанные характеристики не являются системой, они лишь придают импульс каждому конкретному индивиду, усиливают его мотивацию к участию в социальных движениях. Возвращаясь к понятию отклоняющегося поведения, отметим, что, как правило, участники социальных движений рассматриваются остальным обществом как девианты. Здесь стоит вспомнить, как зарождалось международное студенческое движение или движение феминисток, или как складывалась борьба ЛГБТ-сообщества за свои права и т. п.; перечисленные категории и предпринимаемые ими изначально действия были не только девиантны, но в некоторых случаях и делинквентны. Другой пример: протестное движение в России в 2011–2013 гг. проходило в основном в больших городах – Москве и Санкт-Петербурге. Основными его участниками стали представители среднего класса, которые, по оценкам социологов, «могут позволить себе покупку дорогих вещей, имеют высшее образование, хорошую работу». Поэтому, с точки зрения остальных жителей России, преимущественно живущих в небольших городах, поведение жителей двух столиц – девиантно, так как непонятно, чего им не хватает при таком высоком уровне жизни относительно остального населения страны.

В качестве примера международных социальных движений мы более подробно рассмотрим движение антиглобалистов. Это движение крайне неоднородно, однако его сторонники объединены множеством неправительственных организаций, политические платформы которых подчас противоречат друг другу. Тем не менее, всех этих людей объединяет критическое отношение к той актуальной тенденции современных международных отношений, которая называется глобализацией. Сегодня дискуссия о глобализации как в практике международной политики и среди активистов социальных движений, так и в научной среде идет на убыль. Главной причиной тому, как представляется, стал мировой экономический кризис, набравший силу в 2008–2009 гг. Кризис продемонстрировал ограниченность возможностей международной финансово-экономической системы, включая такие ее институты как Международный валютный фонд и Всемирный банк, в содействии преодолению последствий кризиса. В этих условиях страны мира, пострадавшие от последствий кризиса, предпочли бороться с его последствиями в одиночку, в том числе путем внедрения протекционистских мер, направленных на защиту отечественных производителей товаров и услуг, существенно понизив тем самым темпы глобализации. Соответственно, утихла и дискуссия о глобализации и ее последствиях, поскольку сторонникам глобализации стало нечего поддерживать, а ее противникам – критиковать. Можно предположить, что когда последствия кризиса будут преодолены и темпы глобализации вновь возрастут, в том числе, если будут созданы новые зоны свободной торговли (например, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, с инициативой создания которого выступила администрация президента США Барака Обамы), то и дискуссия о глобализации активизируется.

Однако, несмотря на временное, как можно ожидать, затишье, дискуссия о глобализации продолжается и сегодня, и участие в ней принимают приверженцы всех трех основных идеологических платформ: либерализма, социализма и консерватизма.

Либералы продолжают настаивать, что глобализация, понимаемая ими в качестве непрерывного процесса уничтожения барьеров для обмена товарами, услугами, капиталами, технологиями и рабочей силой, способствует не только росту статистических показателей, характеризующих мировую экономику в целом, но и повышению жизненного уровня конкретных людей. Причем это касается как промышленно развитых стран, так и развивающихся. Одновременно либералы, поддерживая, в целом, меры по уничтожению барьеров для обмена товарами, услугами, капиталами, технологиями и рабочей силой, соглашаются с тем, что некоторые торговые барьеры должны сохраняться. Так, поддерживая свободную торговлю товарами в целом, либералы выступают за исключение из свободного оборота оружия массового поражения, поскольку в противном случае возникают угрозы для мира во всем мире. Поддерживая свободную торговлю услугами, они выступают за сохранение ограничений в отношении секс-туризма, поскольку этот сектор услуг зачастую сопряжен с торговлей людьми. Поддерживая свободу движения капитала, они выступают за сохранение международного режима противодействия отмыванию денег, поскольку в противном случае возникают препятствия для свободной конкуренции – основы экономического роста, с точки зрения либералов. Поддерживая свободу обмена технологиями, они выступают за сохранение нынешнего международного права в области охраны прав интеллектуальной собственности, поскольку в противном случае темпы производства новой интеллектуальной собственности могут существенно снизиться. Наконец, поддерживая свободу движения рабочей силы, они выступают за сохранение визового режима, поскольку в противном случае неконтролируемая миграция может ввергнуть мир в хаос.

Сам факт существования этих исключений создает возможности для критики либерального подхода к глобализации как справа, так и слева. В России, как и в других странах мира, представлены как левый, так и правый фланг движения антиглобалистов. На правом фланге движения антиглобалистов находятся радикальные националисты, которые полагают, что интенсификация импорта товаров и услуг, приток иностранных инвестиций, неконтролируемое распространение технологий и рост миграционных потоков угрожает культуре их сообществ и самому существованию их сообществ.

Правые антиглобалисты заявляют, что они противостоят глобализации, однако глобализация во многом способствует развитию их движения. Во-первых, глобализация способствует распространению международного публичного права, которое обеспечивает соблюдение суверенитета государств любого размера. И если шотландские, например, националисты добьются независимости своей страны, то благодаря глобализации можно будет не опасаться, что завтра независимая Шотландия будет вновь завоевана Великобританией или другой крупной мировой державой. Во-вторых, глобализация способствует распространению информации, в том числе об идеологических установках националистов в разных странах мира. Благодаря этому, формирование национальной идентичности и возникновение национализма сегодня не занимает десятилетия, как это было в Восточной Европе в XIX в., а проходит гораздо быстрее.

Если правые антиглобалисты критикуют глобализацию за то, что этот процесс в принципе приводит к уничтожению каких-то барьеров, ранее защищавших их национальную культуру, то критика левых антиглобалистов направлена именно на нынешнюю версию глобализации. По их мнению, уничтожение барьеров для обмена товарами, услугами, капиталами, технологиями и рабочей силой действительно будет способствовать сокращению социального неравенства в мире. Однако те барьеры, на первоочередном уничтожении которых настаивают либеральные идеологи нынешней версии глобализации, не способствуют этой цели; напротив, для тех барьеров, уничтожение которых могло бы способствовать сокращению социального неравенства в глобальном масштабе, либералы склонны делать исключение. Таким образом, левые антиглобалисты не выступают против глобализации как таковой, но против нынешней версии глобализации, предлагая взамен альтернативный перечень барьеров, которые должны быть уничтожены в первую очередь, дабы глобализация способствовала сокращению глобального неравенства, а не только реализации интересов транснациональных корпораций. Левые антиглобалисты выступают за альтернативную глобализацию, поэтому многие из них называют себя не антиглобалистами, но альтер-глобалистами. Впрочем, и среди альтер-глобалистов нет единства мнений. Помимо либеральной версии глобализации можно назвать несколько альтернативных версий глобализации. Для обозначения идеологического конфликта между сторонниками различных версий глобализации Рэй Кили вводит понятие «столкновение глобализаций».

Объектом нападок антиглобалистов часто являются международные организации, которые, в их представлениях, ассоциируются с глобализацией. Это касается как формальных организаций, например, уже упомянутых Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также Всемирной торговой организации, так и неформальных, например, «Большой семерки». По мнению антиглобалистов, эти организации способствуют сохранению существующей системы международных отношений, которая служит не только интересам транснациональных корпораций и правительствам промышленно развитых стран, но и интересам большинства населения Земли. Таким образом, антиглобалисты (и не только они) указывают на взаимосвязь существующих международных организаций и структуры системы международных отношений в терминологии Кеннета Уолтца.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)