Социальное служение

Социальное служение – особый вид социальной деятельности. Специфика этой деятельности заключается в том, что в основе ее лежит древнейшая религиозная традиция, заключающаяся в бескорыстном оказании помощи нуждающимся и неимущим. Принято считать, что основными понятиями социального служения являются милосердие и благотворительность. В научной литературе, как правило, эти понятия зачастую используются или как синонимы, или как сопоставимые между собой величины, в которой благотворительность считается составной частью милосердной деятельности (филантропия, каритативная деятельность).

Такой же подход можно найти не только в научной литературе, но и в размышлениях русской религиозно-философской мысли. К примеру, С.Н. Булгаков «милосердие» и «благотворительность» рассматривал как единые смысловые понятия, видя в благотворительности обобщение отдельных признаков милосердия. Проанализируем исследуемые категории.

В славянском языке слова с корнем «мил» трактуются как «располагающий к себе», «приятный», «любимый», «жалкий». Согласно словарю В.И. Даля, милосердие, – дость – есть сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. В пословицах русского народа чувство любви к ближнему отразилась в следующих изречениях: «Где любовь, тут и бог. Бог – любовь»; «Милее всего, кто любит кого»; Мило, как люди людям любы»; «Добрым путем бог правит. Добрый путь бог правит»; «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь» и т.п.

В общегуманитарном смысле такого рода чувственно-эмоциональная установка трактуется как состояние «кардиоцентризма» – высшая форма гуманного отношения человека к человеку. С древних времен сочувственное, сострадательное отношение к человеку, готовность помочь нуждающемуся воспринималась через нравственные категории человечности и сердечности. У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему была одной из важнейших нравственных заповедей.

Помощь бедным гражданам в античной цивилизации являлась не только политической задачей, но и проявлением милосердия и сострадания человеку. Цицерон указывал на милосердие, как на отличительную черту человека. По учению Эпиктета, в природе человека заложено стремление оказывать благодеяние и помогать людям.

Концепцией милосердия, идущей сквозь призму понятия «человечности», пронизано и христианское вероучение. К примеру, современные православные богословы рассматривают милосердие как активное вмешательство верующих в земные дела ради уничтожения самих причин страдания. С их точки зрения, милосердие – это «…вызов укладу жизни, закрепившему социальную, экономическую и расовую несправедливость, вызов нашим инстинктам, вызов основному закону биологической жизни, который
предполагает выживание сильнейшего».

В результате, в современном православном учении о милосердии наблюдаются как мирские, так и религиозные компоненты. Для этого учения, помимо религиозного компонента, милосердие есть категория и общечеловеческой нормы и ценности. Данный подход, таким образом, позволяет устанавливать сотрудничество во всех сферах социальной деятельности между людьми различных мировоззренческих ориентаций.

В результате изложенного, можно сказать следующее: «понятие «милосердие» в социологическом измерении можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения.

Философ Демокрит утверждал: «Когда имущие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, то в этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и единомыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить».

Данная институция является психологическим источником для возникновения социальных связей, которые, впоследствии, получают дальнейшую регламентацию в качестве институциональных норм и ценностей, благодаря чему действия индивидов в определенных условиях становятся ожидаемыми, анонимными, предсказуемыми, обеспечивающими достижение поставленных целей.

Социальные нормы, в данном случае, представляют собой обязательные для всех, признанные и разделяемые правила поведения и выступают важнейшим из тех объективных факторов, которые детерминируют социальные действия. Их регулирующее влияние заключается в том, что они либо предписывают совершение каких-либо действий, либо запрещают, либо предоставляют субъекту возможность выбора или иной линии поведения, либо просто устанавливают порядок функционирования определенного социального образования для достижения поставленных им целей. В конечном итоге, выработанные, благодаря данной социальной институции, социальные нормы и ценности являются средством, механизмом социального контроля, инструментом для поддержания согласия в обществе и его успешного функционирования.

Они обеспечивают упорядоченность и успешную организацию деятельности общества, воспроизводства социальных ролей и статусов, системности общественного мировоззрения. Именно на упорядоченное и успешное функционирование общества направлена благотворительная деятельность социального
служения. Благотворительность, – благотворить – по словарю В.И. Даля – означает благодетельствовать, делать добро. Благотворительный (о человеке) – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовность делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроение для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих, или ради попечения о них. Благотворец, – итель – творящий, делающий добро другим. Благоустроить, – ивать – приводить в хорошее устройство, в добрый порядок.

Синонимом благотворительности является по Далю слово призреть (призревать) – пристроить, приютить, принять, дать приют и пропитание. В современном издании благотворительность интерпретируется в качестве помощи, оказываемой неимущим; заботе о лицах, лишенных впоследствии каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, что свойственно в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции.

Благотворительность, таким образом, есть определенная форма социальной деятельности, мотивационным стимулом которого выступает такая социальная институция, как человеческое милосердие. В религиозной деятельности благотворительность представлена социальным служением. В свою очередь, религиозное миропонимание, помимо общегуманитарного подхода, придает благотворительности свои ценностные представления и мотивационные стимулы. Рассмотрим их на примере различных типов религиозных мотивировок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)