Социально-психологическое значение гражданской религии

Квазирелигиозное содержание светских идеологий так же, как и традиционные религии обладает мощным зарядом институционального (психо-эмоционального) начала. Затраченная и задействованная на общественные идеалы и символы, институциональная энергия играет существенную роль в поддержании социального порядка, интеграции и консолидации нации. Задача светской идеологии и политики состоит в возбуждении подобных иррациональных сил и эмоций народа. Даже самая иррациональная ориентация, когда ее разделяет значительное число людей, дает индивиду чувство единства, определенной безопасности и стабильности.

Эти институциональные содержания рассчитаны не только на создание определенной системы представлений, но и на поддержание соответствующих позитивных и негативных психологических установок, стереотипов мышления и поведения личности. «Слово «энтузиазм», которое часто сопровождает характеристику сталинизма, очень близко по значению к «вере», – справедливо замечает О.В. Великанова. – Пережившие Третий Рейх замечали, что «это было время искренней веры». Как слово «энтузиазм» было распространено в советское время, так и определение «фанатичность» было излюбленным выражением Гитлера».

Идеологически «обработанный» и воспитанный человек получает своего рода психологическую и ментальную систему координат, необходимую для ориентации в сложной системе современного общества и свое ясное и четкое место в этой системе. В авторитарных и тоталитарных режимах на вершине иерархической общественной пирамиды находится вождь, партия, класс и т.д., образ которых культивируется сознанием масс («культ личности», «культ партии», «культ класса» и т.д.). Вождизм, также как и сакрализованный монархизм, имеет в своем основании патримониальные субъектно-объектные отношения.

Патримониальная система возвращает человека в детство, в инфантильное состояние:

  • когда он не был «отдельным» существом, который обязан сам печься о своей судьбе;
  • когда ему не надо было самому принимать решения, за которые пришлось бы отвечать;
  • когда основная ответственность лежит не на нем, а на его родителях.

«Оставаясь ребенком, человек не только избегает фундаментальной тревоги, необходимо возникающей при полном осознании своего Я как отдельного существа, но также радуется безопасности, теплу и несомненной близости; но он платит за это высокую цену», – пишет Э. Фромм и продолжает далее: «… в процессе социальной эволюции домашними и родными становятся племя, нация, раса, государство, класс, политическая партия, множество других институциональных форм и организаций»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)