Социально-психологические представления о развитии личности в зарубежной и отечественной психологии
Социальная психология рассматривает личность в контексте всех разнообразных социальных взаимодействий, связей и включенности в различные социальные группы.
Создатели различных теорий рассматривали личность как нечто единое целое, зачастую не разводя понятия различных наук о человеке и обществе.
Теоретической основой воззрений 3. Фрейда было его убеждение в том, что человек и общество всегда находятся в состоянии конфронтации и враждебности. Причина тому — плохо управляемые влечения Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и Супер-эго призваны лишь как-то примирить влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму. Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является «Супер-эго». Именно оно и составляет личностное содержание психики человека, поскольку включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, идеальное «Я» как образ, к которому надо стремиться. Понятие «Супер-эго» можно сопоставить с системой социальных установок личности. Роль Супер-эго выражается в том, что именно этим качеством психики человека обусловливается характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-эго, оно становится авторитарным.
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой подобных отношений является амбивалентность чувств. Мать как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности, даже ненависти. Подобная амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяется и чувство лояльности, и чувство враждебности.
Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. В качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, даже идея. Как отцу, так и лидеру отдается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности индивида за те или иные его действия.
В итоге Фрейд пришел к выводу, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации: инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий людей, и инстинкт смерти (Танатос) как проявление агрессивности человека, враждебности всех против всех, которые препятствуют осуществлению программы цивилизации.
В понимании К. Юнга решающую роль в социальной жизни линости играет коллективное бессознательное, которое не имеет отношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно познанию, осознанию.
Для А. Адлера центральным понятием являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности. Оно возникает у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психических переживаний. Социальное чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и смысле жизни в целом. Это чувство задает стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. Стремление исключительно к превосходству порождает сверхкомпенсацию, которая при проявлении слабых сторон личности выражается в форме ухода в болезнь.
Свойства, с помощью которых обычно описывается личность, Э.Фром объединяет понятием «характер». Основным критерием дифференциации характеров выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочетание личных и общественных интересов. Все остальные типы характеров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофлический») — это «бегство», отчуждение человека от самого себя,
подчинение себя чему-то или кому-то и в итоге — «бегство от свободы». Доминирующий тип характера в конкретном обществе составляет «социальный характер», определяющий отношения между личностью и обществом, между людьми.
А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом» и что смысл его развития заключается в актуализации этой природы. Человеку изначально заданы не только биологические свойства, но и те социальные свойства и потребности, система ценностей, которые обычно связываются с понятием «личность». Самоактуализация обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри». Поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль. Основная их задача (гуманистическая) заключается в том, чтобы не мешать росту.
В отечественной социальной психологии Б.Д. Парыгин предложил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимается «отвлеченная от реально функционирующей личности, абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида». Под второй — «одномоментная фотография психического состояния и
поведения человека, которая моделирует механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида».
Для вычленения параметров статической структуры автор предлагает единое основание — степень представленности компонентов психики в структуре личности.
В результате выделяется три категории:
- общечеловеческие психические свойства индивида (необходимый комплекс основных психических свойств и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам);
- социально-специфические особенности личности (социально специфический опыт и его усвоение);
- индивидуально-неповторимые особенности, свойственные конкретной личности.
Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфический, индивидуально-неповторимый).
Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через:
- социальные роли личности, «ее права и обязанности, которые заданы ее социальным положением»;
- социальные нормы, «правила и модели поведения, санкционированные и ожидаемые социальными группами»;
- ценностные ориентации общества, в той или иной мере усвоенные индивидом;
- символы как средства закрепления санкционированной системы ценностей, соединяющие «рациональный смысл, субъективное переживание».
Усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий:
- знание как система усвоенных социальных значений;
- социально-психологический стереотип восприятия как валентное отношение к культивированному значению;
- установка как готовность, предрасположенность действовать в соответствии со значением;
- побуждение как наличие мотивации, иногда волевого усилия для перерастания готовности в реальное действие.
В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности, ее отношение к системе норм, правил, формируется самосознание личности.
Модели динамической структуры личности построены, исходя из существования внутренних (интроспективных) и внешних (поведенческих) аспектов психики, каждый из которых может носит либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (представлен эмоциональным состоянием и умонастроением, системой мотивации) и стереотип социального поведения.
В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать объектно-субъектные аспекты личности как целостность по отношению к условиям деятельности, сформировавшиеся в предшествующем опыте и на основе личностных свойств. Он предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые представлены в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку). Набор диспозиций образует иерархическую систему. К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Второй уровень — социально фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей, включения индивида в первичные группы и конкретных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Этот уровень диспозиций формируется на основе всех социальных условий жизнедеятельности человека.
Г.М. Андреева утверждает, что для социальной психологии главными ориентирами в исследовании личности являются взаимоотношение личности с конкретной группой и результат, который от этого получается. Необходимо изучать группы, через которые общество влияет на социализацию личности, ее жизненный путь. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, или проблему социальной установки. Г.М. Андреева выделяет три содержательные сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
- Социокультурная среда семьи
- Социальное взаимодействие и общение
- Каузальная атрибуция
- Социально-психологический климат группы
- Лидерство и руководство в группах и организациях
- Социальные категории и стереотипы
- Плюсы и минусы группового принятия решений
- Формирование первого впечатления о человеке
- Принятие решений в группах
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу