Социально-психологические характеристики конфликта

Конфликт (лат. conflictus — столкновение) есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт с нескольких точек зрения: во-первых, как борьбу, направленную на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба; во-вторых, как психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим; в-третьих, как достижение своих собственных целей за счет подавления остальных.

Конфликт как социальное явление дает известный, ярко окрашенный негативный эффект. Но наряду с этим он выполняет важную позитивную функцию, заключающуюся в разрешении противоречий, в развитии за счет осознания участниками конфликта самого факта произошедшего и накоплении жизненного опыта. Конфликт является средством выражения неудовлетворенности или протеста, информирования конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемы и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы, конфликты помогают участникам сплотиться, мобилизовать волю и интеллектуальные усилия на решение принципиально важных вопросов.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействи­ем людей, самим фактом их включения в социальные группы. Выделяют несколько типичных социально-психологических причин возникновения конфликтов.

  1. Значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Нередко человек в процессе общения не может передать всю информацию, касающуюся проблемы, обсуждаемой с партнером, без существенных искажений. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Другая ее часть теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека, недостатка времени. Многое из сказанного не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей понимания. Неправильное понимание людьми друг друга может быть причиной конфликтов, усложнять разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.
  2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей или групп. В ситуации межличностного взаимодействия и общения его участники могут играть не те роли, которые они ожидают друг от друга. Когда руководитель общается, например, с подчиненным, то обычно он считает себя старшим, а подчиненного — младшим. Если подчиненный в данной ситуации так же оценивает распределение ролей, то такое взаимодействие будет длиться бесконфликтно и сколь угодно долго.
  3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций м ож ет бы ть вызвано не реально существующим расхождением во взглядах, а разными подходами к ее решению. Проблемы, которые обсуждают и решают люди, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к их решению, имея изначально разное отношение к наличной ситуации. Вследствие этого участники дискуссии один и тот же ее аспект могут оценивать неодинаково. В принципе, при обсуждении сложной проблемы в группе будет примерно столько же точек зрения, сколько и людей, участвующих в ее обсуждении. Разнообразие мнений естественно и необходимо, но, несмотря на это, некоторые люди иногда болезненно относятся к точкам зрения, отличающимся от их собственных.
  4. Выбор членами группы различных способов взаимной оценки результатов деятельности и личностей друг друга. Оценивая других, человек за основу чаще принимает то, что им не удалось сделать по сравнению с теми, кто выполнил аналогичную работу на «отлично». Сам же работник обычно оценивает свои результаты, ориентируясь на качество деятельности других людей, выполнивших аналогичную работу хуже. В итоге одна и та же деятельность может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Известна социально-психологическая закономерность, согласно которой люди склонны приписывать (справедливо или нет) заслуги исключительно своему труду и компетентности, а собственные поражения, неудачи и ошибки объяснять невезением, кознями или некомпетентностью других людей или неблагоприятной ситуацией.

Отношение к успехам и неудачам своих оппонентов обычно подчиняется прямо противоположной логике: неудачи противника возлагаются целиком на человека, а его заслуги обесцениваются влиянием ситуационных факторов (повезло, хорошие советники и т.п.)

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов.

К ним относятся:

  • присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми;
  • ограниченные способности к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями оппонентов;
  • стремление к власти и другие причины.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)