Социально-психологические факторы конфликтного поведения

Все разнообразие социально-психологических явлений, обусловли­вающих конфликтное поведение конкретного человека или целой соци­альной группы, можно условно объединить в определенные блоки, вы­ступающие интегральными показателями поведения, деятельности и общения (в том числе и конфликтного).

В этой главе рассмотрим общие характеристики таких базовых ин­тегральных показателей, как взаимодействие, взаимопонимание и взаимоотношения, раскрывающие особенности поведения человека в социуме, где только и возможно их конфликтогенное проявление.

Взаимодействие принимается за единицу анализа в социальных науках. В результате взаимодействия между людьми рождается все то, что мы называем социальным, и уже на социальной основе осуществ­ляется понимание ими своих отношений и специфики социального устройства нашей жизни, а в конечном итоге и все разнообразие воз­можных социальных конфликтов.

В истории человеческого общества конфликтное взаимодействие стало изначальной формой возникнове­ния и последующего сосуществования людей с самыми разнообразны­ми типами связей между ними и окружающей действительностью. При этом оно превратилось в многоуровневую и структурированную коопе­ративную деятельность.

Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отно­шения, переживания, общение и совместную деятельность. Первым этапом взаимодействия является социальное восприятие людьми друг друга.

Совершенно естественно, что человек сначала на основе меж­личностных отношений стремится лучше узнать и понять другого, а затем решает, стоит ли иметь с ним дело.

Для удовлетворения своих потребностей в процессе взаимодействия и на основе взаимовосприятия люди устанавливают различного рода отношения, характер и со­держание которых во многом обусловлены спецификой и обстоятель­ствами совместных действий, целями партнеров, а также их социальным статусом.

Именно причинная обусловленность составляет главную осо­бенность взаимодействия, в том числе и конфликтность, когда одна из сторон выступает источником активности другой и создает динамику обоюдного развития или столкновения.

Вместе с тем под взаимодействием в социальной психологии пони­мается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе достичь общую для ее членов цель.

Совместная жизнедеятельность, в отличие от индивидуальной, имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности — пассивно­сти индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», « Мы — Они», координировать усилия между ними.

В ходе реального взаимодействия формируются также представления человека о себе, других людях, их группах. Таким образом, взаимодействие вы­ступает ведущим фактором в регуляции поведения людей в обществе.

Выделяются следующие типы конфликтного взаимодействия: меж­личностный, личностно-групповой, личностно-массовый, межгруп- повой, массово-групповой, планетарный или глобально-массовый.

Как диалектический процесс, взаимодействие представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, интег­рации, с одной стороны, и к борьбе и дифференциации — с другой.

В социальной психологии все многообразие форм взаимодействия так же разделяют на два вида: кооперацию (сотрудничество) и конкурен­цию (соперничество). При этом в психологии существуют различные стратегические типологии, которые давно и прочно вошли в практику анализа и диагностики социальных действий.

Одна из классификаций предложена американским психологом К. Томасом. В качестве основы выделения стратегий взаимодействия он использовал двумерную модель: направленность на собственные ин­тересы, их защиту и удовлетворение, и направленность на интересы Другого человека.

Р. Блейк и Дж. Мутон предложили несколько иную систему, измерениями которой стали направленность на достижение определенного результата в деле и ориентация на другого человека, на сохранение позитивных отношений с ним.

Объединение этих двух моделей позволяет выделить пять основ­ных стратегий взаимодействия, а следовательно, и областей конфлик­тологического анализа.

Соперничество характеризуется ориентацией субъекта только на свои потребности, получение результата лишь для себя. При этом сохранение добрых отношений с партнерами не является ценностью, интересы других попросту игнорируются.

Это актив­ный индивидуальный тип поведения. Конкуренция может при­водить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника над другим.

В то же время здесь выражается естественная по­требность человека отстаивать свою позицию, точку зрения, до­стигать желаемых результатов как итога высокой деловой ак­тивности. Люди, склонные к соперничеству, способны к волевым поступкам, к принуждению других принимать их собственные решения.

Сотрудничество предполагает интеграцию и удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон. При этом для участ­ника взаимодействия одинаково значимы как достижение резуль­тата в деле, так и сохранение, укрепление и развитие позитивных отношений с партнерами.

Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, где интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без внимания к нуждам другой.

Проблема кооперации заключается в том, что бывает трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие всех участников взаимодействия.

Компромисс предполагает частичный отказ от собственных тре­бований и взаимные уступки партнеров друг другу.

Он затраги­вает более поверхностные уровни взаимодействия, чем сотруд­ничество, поскольку здесь согласовываются лишь внешние позиции, без выявления глубинных интересов.

Решение прини­мается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, по­скольку полное удовлетворение всех потребностей невозможно.

Избегание представляет собой желание уйти от решения про­блемы, не настаивая на своем и не способствуя удовлетворению интересов других.

При этом участник отказывается как от до­стижения делового результата, так и от продолжения взаимо­действия. Таким образом, избегание — это индивидуальная пас­сивная стратегия.

В этом случае ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

Приспособление — это, прежде всего, отказ от собственных ин­тересов в пользу другого человека. Здесь основной целью явля­ется не реальный итог дела, а сохранение теплых отношений с партнером, которые имеют значительно большую ценность для субъекта, избравшего данную стратегию, нежели удовлетворе­ние собственных интересов.

Такие действия оцениваются как совместные пассивные. Человек объединяется с другим участ­ником взаимодействия, соглашаясь на его требования.

Выбор стратегии зависит от конкретной ситуации взаимодействия. Например, соперничество имеет смысл, когда результат дела гораздо важнее частных интересов сторон.

Избегание оправдано в ситуации накала страстей; используя этот тип взаимодействия, одна из сторон получает отсрочку, чтобы снизить напряженность, получить дополни­тельный ресурс и т. п.

Приспособление целесообразно в тех случаях, когда для одного из участников взаимодействия сохранение мира и дру­жеских отношений с партнерами — доминирующая потребность.

Ком­промисс продуктивен для сторон, обладающих одинаковой властью, но имеющих противоположные интересы, когда им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

Сотрудничество — адекватный тип взаимодействия при условии, что решение проблемы одинаково важно для всех участников и одновременно составляет лишь эпизод в их долгосрочных отношениях.

Выделенные стратегии применительно к конфликтному поведению обладают определенной спецификой.

Как правило, соперничество (или конфронтацию) избирают в тех ситуациях, когда:

  • проблема имеет жизненно большое значение для участника кон­фликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу;
  • конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, по сути, беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;
  • субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант реше­ния проблемы — наилучший в данной ситуации, и, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения;
  • участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решитель­но в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

Конкуренция вовсе не означает, что непременно употребляется гру­бая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто Добивается возобладания своего мнения, собственных интересов.

Воз­можно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опира­ется на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонен­тов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном из­ложении, в манере броского вызова.

Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы «эле­гантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом не­обузданных эмоций, крушением уважительных и доверительных от­ношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша.

Потому же­лание считать себя всегда правым — малопригодный стиль поведе­ния в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в орга­низации или создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляет­ся в тех случаях, когда:

  • проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена укло­няться от ее совместного решения;
  • конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или во­все не обращают внимания на разницу в своих положениях;
  • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы в конечном счете прий­ти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;
  • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, до­веряют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает мак­симум пользы при минимальных потерях.

Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию.

К компромиссу обращаются в ситуациях, когда:

субъекты конфликта знают о его причине и развитии, чтобы су­дить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;

равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисклю­чающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;

участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;

оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта;

все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта. Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, то есть качество, особо ценимое в управленческой практике.

Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных отношений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной про­блемы, искусственно сокращать время на творческий поиск ра­зумных альтернатив, оптимальных вариантов.

Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по срав­нению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспо­соблением.

Избегание (уклонение) обычно выбирают в тех случаях, когда:

проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной, предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает тра­ты времени и сил;

обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;

столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;

участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппо­нентом человека, обладающего более высоким рангом, напорис­той волевой энергией;

требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть вре­мя, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуа­цию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;

желательно избежать дальнейших контактов с трудным по пси­хическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностно­го конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоциональ­ного порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон.

Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спе­шат принимать вызов на обострение столкновения, понимая, что не­редко единственным средством выигрыша в межличностном споре ока­зывается уклонение от участия в нем.

Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее по­родившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.

Обычно тактику приспособления применяют в тех ситуациях, когда:

участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому прояв­ляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом, или приспосаб­ливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;

оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются с тем, что, мало теряя, приобре­тают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи;

создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь нрав­ственными;

имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя впол­не удовлетворенным своей добросердечностью;

проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию или непременное нане­сение ущерба другой стороне.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, по­жалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам органи­зационного характера, в частности по иерархической вертикали: ниже­стоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т. д.

В таких случаях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимо­понимания, дружеского расположения и атмосферы делового сотруд­ничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным.

Он вовсе не приемлем, когда субъекты конфликта охвачены чувством оби­дь! и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной вза­имностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласо­ванию.

Следующим интегральным показателем в конфликтном поведении выступает взаимопонимание (или его отсутствие).

Оно проявляется в осмыслении предмета взаимодействия, в обоюдоприемлемой оценке це­лей, мотивов и установок партнеров, в ходе чего возникает близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и пове­денческого компонентов реагирования на способы достижения результа­тов совместной деятельности.

Взаимопонимание следует одновременно рассматривать и как процесс, и как результат, и как состояние.

Для социальной психологии значимость изучения особенностей этого сложного феномена определяется его непосредственной связью с познанием.

Взаимопонимание является цементирующим фактором любой со­вместной деятельности и социальных отношений.

Однако аналогично Тому, как в обыденной жизни люди чаще замечают не наличие взаимопо­нимания, а его отсутствие, так и психологию оно долгое время интересо­вало исключительно как несовпадение точек зрения субъектов познания Н общения со всеми возникающими негативными последствиями.

“Ч Возможность и способность людей понимать друг друга давно ин­тересует не только психологов, социологов, конфликтологов, но и фи­лософов, историков, политологов и т. п., которые считают, что данный феномен представляет собой ключевую проблему человеческого взаимодействия.

Вместе с тем он выступает особым уровнем этого взаимо­действия, при котором люди не только осознают содержание и структуру настоящих и возможных поступков партнера, но и обоюдно способствуют достижению единой цели.

Для бесконфликтного взаи­мопонимания недостаточно просто совместной деятельности, нужно именно взаимосодействие.

Конфликтогенность понимания людьми друг друга рассматривает­ся через раскрытие механизмов таких феноменов, как идентификация, стереотипизация, рефлексия.

  • Идентификация — это способ понимания или непонимания другого человека посредством осознанного или бессознательно­го уподобления ему субъектом самого себя.
  • Стереотипизация — это классификация форм поведения и ин­терпретация их причин путем соотнесения с уже известными яв­лениями и категориями (социальными стереотипами).
  • Рефлексия — это осмысление субъектом того, как и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Важными условиями достижения взаимопонимания между людьми являются:

Понимание речи взаимодействующего человека. Оно начина­ется с восприятия и понимания отдельных слов — лексических элементов повествования.

Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, в линейной последовательности которых разворачивает­ся речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается крат­чайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица язы­ка.

Ее восприятие и понимание произойдет, если у человека имеется система соответствующих признаков, по которым опо­знаются и запоминаются фонемы. Однако важно уловить не толь­ко прямой, но и скрытый смысл речи партнера, ее подтекст.

Он извлекается из непосредственного содержания разговора и яв­ляется необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей другого человека. Подобное декодирование контекста и создает условия для возможного конфликтного взаимопонимания.

Осознание личностных качеств партнера по взаимодей­ствию. Люди различаются по убеждениям, потребностям, ин­тересам, идеалам, чертам характера, способностям и т. д., кото­рые определяют степень их конфликтности.

Эти и другие качества партнера нам часто приходится оценивать непосредственно в процессе взаимодействия с ним.

Это можно сделать лишь путем изучения отдельных поступков и деятельности партнера в целом, поскольку только в действиях личность проявляет себя, раскры­вает для других свои качества, оценка которых позволяет судить о ее мотивах и целях.

Последние, в свою очередь, дают возмож­ность сделать вывод о том, чего нам нужно ожидать: содействия или противодействия. Подобное заключение также необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

Учет того влияния, которое оказывает ситуация взаимо­действия. В качестве ситуации выступают объективные усло­вия совместной деятельности, которые могут способствовать или препятствовать ее осуществлению.

Одним из условий является окружающая обстановка, включающая в себя разнообразные предметы и орудия, которыми пользуются взаимодействующие субъекты.

Общаясь с людьми в повседневной жизни, мы как бы читаем их поведение и раскрываем смысл получающегося таким образом «текста», имеющего свой внутренний психологический план.

Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе об­щения у нас вырабатывается определенный, более или менее ав­томатически функционирующий психологический настрой на по­ведение окружающих. Он определяется личностными качествами партнеров и ситуацией их взаимодействия.

При этом общающи­еся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены к этому в социально-психологическом плане.

Выработка соглашения действовать по определенным прави­лам. Практическое выполнение такого соглашения, даже офи­циально принятого, требует нормативного регулирования, кото­рое снижает конфликтный потенциал ситуации.

Соблюдение правил является критерием достигнутого взаимопонимания, ко­торое будет тем лучше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные требования.

В социальных науках существуют два подхода к феномену взаимо­понимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «на­уками о природе». Первый подход основывается на том, что природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем.

Поэтому процесс пони­мания предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Понять — значит по­стигнуть, усвоить смысл.

Данный феномен выступает здесь условием существования человека, он есть функция души, поэтому одних рацио­нальных рассуждений и умозаключений для его достижения недоста­точно.

Ведь все то, что связано с внутренним субъективным миром, не поддается объективному изучению, внешней фиксации, однако именно оно позволяет говорить об успешности взаимопонимания или его от­сутствия.

Во втором подходе рассматриваемое явление выступает как функция разума, особая работа сознания, а потому отождествляется с интерпретацией, толкованием, социальными и личностными смысла­ми, имеющим значительный конфликтный потенциал.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно не­обходимо и возможно лишь при интуитивном постижении внутреннего мира другого человека. С этой точки зрения оно выглядит как целост­ное явление, которое не может быть завершено, то есть постоянно раз­вивается и совершенствуется.

В «науках о природе» взаимопониманию не отводится столь важной роли, а порой оно рассматривается в каче­стве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписывают­ся свойства статичности и завершенности.

Взаимопонимание, таким образом, сводится к поиску причинно-следственных связей, имеющих эмпирическое подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается в поисках отдельных элементов.

Из личностных особенностей, оказывающих наибольшее влияние на взаимопонимание с другими людьми, можно указать следующие: отно­шение к себе (особенности Я-концепции), свойства личности как субъекта общения, характеристики ценностно-смысловой сферы личности.

Процесс взаимопонимания, хотя это и может показаться парадок­сальным, начинается с понимания человеком самого себя. Это особен­но важно, так как подчеркивает его осознанный характер.

Чем лучше субъект понимает себя, свое «бытие в мире», тем лучше он осознает собственные цели, мотивы, отношение к другому человеку или группе людей и тем легче достигается взаимопонимание с ними.

Процесс са­мопонимания осуществляется благодаря самопознанию (определение своих достоинств, недостатков, слабостей), через самоактуализацию (выявление возможностей и способностей), посредством самореализа­ции (воплощение их в разнообразных формах жизнедеятельности).

Достижению взаимопонимания с другими людьми способствуют такие характеристики человека, как низкая внутриличностная конфликтность, открытость, ощущение ценности собственной личности, самопринятие, уверенность в себе, самоуважение.

В целом положительное отношение к себе (позитивная Я-концепция) формирует аналогичное отношение к другому, уважение себя способствует уважению другого, принятие себя развивает навыки принятия другого, ощущение ценности и уникально­сти собственной личности позволяет и в другом человеке увидеть то же самое. Поэтому познание и понимание себя — это путь к познанию и пониманию других.

Все подходы к изучению взаимопонимания сходятся в одном: это сложный целостный процесс. Он возможен при условии единого тол­кования информации и ситуации общения, поскольку наша способность понять другого человека еще не означает, что он также понимает нас.

Взаимопонимание разворачивается не только в диаде, оно, как полага­ют некоторые ученые, возможно между личностью и коллективом, меж­ду членами коллектива, между группами и, в самом широком смысле, между общностями и народами.

В узком смысле этот процесс предста­ет как понимание субъектами друг друга в ситуации познания и обще­ния. И в первом, и во втором случаях его логика остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

Одним из важнейших интегральных показателей в социальной пси­хологии конфликтного поведения, как уже упоминалось, является фено­мен взаимоотношений, возникающий в результате фактического взаи­модействия между людьми или различными социальными группами.

Взаимоотношения основываются на определенных побуждениях (интересе, осознании необходимости взаимодействия, сотрудничества, общения ит. д.), они затрагивают некоторые поведенческие аспекты (речь, действия, мимику, жесты и т. п.), включают соответствующие эмоциональные состояния и чувства (удовлетворенность, симпатию, антипатию, взаимное притяжение), познание (восприятие другого че­ловека, мышление, воображение, представление), волевые проявления (выдержку, владение собой в ситуации конфликта).

Взаимоотношения формируются не только в процессе прямого взаимодействия людей, влияя, в свою очередь, н^ его ход и результаты, но и с учетом занимае­мых ими позиций в труде и общении.

Посредством межличностных отношений индивид включается в си­стему отношений социальных. Если у ребенка это происходит через ближайшее окружение, то возможности взрослого значительно шире.

Он не только включается в разнообразные социальные связи, но и становится их носителем. Отношения складываются и проявляются в условиях взаимодействия большого числа людей.

Выбор кандидатов Для совместной деятельности — сложный процесс, который зависит Как от общей атмосферы в партнерских группах, так и от психологиче­ских особенностей их членов.

Проблема взаимоотношений лежит на стыке общей и социальной Психологии. Данный феномен, не охватывая всего многообразия обще­ственных отношений, является, однако, наиболее интимным, важным для человека.

Существует сложная система зависимости некоторых характеристик межличностных связей от мотивационных, интеллекту­альных и эмоциональных особенностей человека. Так, устойчивые дружеские отношения в диаде нередко приводят к сближению некоторых личностных свойств партнеров

И наоборот, взаимная неприязнь кон­сервирует разницу между ними. Выявлено также влияние сходства — различия некоторых характеристик (ценностных ориентаций, интере­сов, мотивации, характера, интеллекта, темперамента, нейродинами­ки) на выбор партнера или наоборот, нежелательность развития дру­жеских отношений с ним.

В силу взаимности рассматриваемых отношений в их регулирова­нии принимают участие три особых мотивационных образования, «я хо­чу», «я могу» и «надо» или «я не хочу», «я не могу» и «не надо». Однако личного желания («я хочу», «я не хочу») недостаточно для их возникновения.

Необходимо обоюдное согласование потребностей и возможностей («я могу» дать другому то, в чем он нуждается).

Нако­нец, третий компонент — «надо» — важнейшая детерминанта возник­новения, развития и распада отношений, отражающая не только субъек­тивную, ио и объективную их сторону. Она характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе связей.

Универсальным условием развития взаимоотношений выступает обоюдная привлекательность партнеров. К ее составным элементам относятся симпатия — антипатия и притяжение — отталкивание.

При этом первый из них является эмоциональным компонентом межлично­стных отношений и представляет собой переживаемое удовлетворе­ние — неудовлетворение от реального или мысленного контакта с дру­гим, а второй есть практическое следствие этих переживаний, связанное с потребностью людей быть вместе, рядом.

Однако притяжение — от­талкивание не всегда связаны с чувством симпатии — антипатии. Та­кое противоречие часто возникает при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: человек вроде бы и не слишком нравится, но к нему почему-то тянет.

Существуют различные виды взаимных связей между людьми: от­ношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любов­ные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров и функциях данного вида связи.

Взаимоотношения определяются по многим параметрам.

Первый параметр — личностные характеристики субъектов: со­циокультурные, психологические, индивидуальные и т. д.

Социокуль­турными характеристиками считаются национальность, социальный статус, профессия, образование, политическая и религиозная принад­лежность и т. п.; психологическими — интеллект, мотивация, харак­тер, темперамент и т. п.; индивидуальными — все индивидуально не­повторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.

Второй параметр — степень избирательности при выборе парт­неров взаимоотношений. Избирательность можно определить как чис­ло признаков, значимых для установления и воспроизводства отноше­ний. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества и любви, наименьшую — отношения знакомства.

Третий параметр — функции, цели, круг задач, которые осуще­ствляются и решаются в межличностных отношениях. Функции связи проявляются в различии для партнеров ее содержания, психологиче­ского смысла.

Дополнительными дифференцирующими параметрами можно считать дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, нормы отношений, требования к условиям контакта. Общая закономер­ность такова: чем глубже отношения (например, дружба или супружество в сравнении со знакомством), тем короче дистанция и чаще контакты.

Конфликтные отношения принято разделять на инструментальные и эмоциональные. Такие инструментальные основываются на проти­воборстве в тех или иных жизненных обстоятельствах, их цели могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнеров.

Эмоцио­нальные отношения строятся на основе не преодоления поведенческих барьеров (более подробно эти барьеры будут рассмотрены в отдельной главе).

Полнота анализа межличностных отношений требует раскрытия их Негативных форм. Для некоторых видов отношений можно обнаружить такие противоположности: дружба — вражда, товарищество — соперничество, родные — чужие. Однако иные типы не имеют антиподов, Них негативные формы неспецифичны.

Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв этих связей выражается в полном их исчезновении, переходе в другой вид (знакомство в приятельство) или в негативную форму другого вида (со­перничество).

Антипод дружбы, как уже упоминалось, — вражда. Она предпо­лагает негативные эмоциональные установки по отношению к другому человеку: ненависть, антипатию, неприятие.

В целом вражда проявля­ется во всевозможных попытках разрушения, дестабилизации жизне­деятельности данного человека и принижения его личности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при усло­вии одинаковых взаимных установок и социального равенства субъек­тов.

В случае превосходства одного из них или при односторонней не­приязни типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред не отмечается.

Основная функция деструктивных связей — культивирование, удов­летворение и поддержание аномальных потребностей и личностных черт людей, объединившихся по этому признаку (обычно их называют груп­пировкой).

Проявления данного вида отношений — общее участие, помощь в реализации аномальных целей и поиске подходящих объек­тов, взаимная стимуляция упомянутых потребностей.

Членство в груп­пировке, время ее существования и характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием партнеров сообща удовлет­ворять свои деструктивные нужды.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)