Социальная структура и стратификация исследования 20-30-х годов

После Октябрьской революции марксистская концепция в исследовании социальной структуры общества постепенно вытеснила все остальные. Акцент смещается в сторону признания ведущей роли рабочего класса. Теоретические дискуссии между Лениным, Бухариным, Троцким, как правило, приобретали сугубо политическую направленность и по существу подчиняли теорию практике большевистской политики уничтожения классов (раскулачивание, лишение политических прав «бывших» классов, духовенства, части интеллигенции).

В дискуссиях 20-х гг. при анализе социальной структуры общества значительное место занимали вопросы связи социально-экономических и организационно-социологических аспектов понятия классов, их различий, социальных слоев и профессиональных групп.

В 20-е гг. (преимущественно рабочими корреспондентами) исследуется рабочий быт, описывается «социальная среда». Методы проведения этих исследований были достаточно просты: анкеты содержали в большинстве открытые вопросы, программы исследований предварительно не разрабатывались, метод включенного наблюдения не формализовался.

Накопление богатого эмпирического материала входило в противоречие с его теоретическим осмыслением. В начале 30-х гг. группа историков под руководством А. М. Панкратовой начала комплексную разработку истории рабочего класса.

Программной статьей по этому вопросу стала публикация А. М. Панкратовой. Рабочий класс предполагалось исследовать в динамике: его историю и современное положение. Объектом должны были стать группы производительных рабочих, состоявшие из фабрично-заводского и земледельческого пролетариата, низших категорий обслуживающего персонала промышленных предприятий и пр.; были определены также пространственные границы исследования. Помимо пролетариата России предполагалось описать историю пролетариата национальных республик, районов, областей, входящих в состав СССР.

Практическое осуществление этой программы было возложено в 1929 г. на секцию по истории пролетариата Института истории коммунистической Академии, которая организовала бригаду «Новое в рабочем классе»; под таким же названием должна была выйти монография.

Для изучения состава рабочих на предприятиях была разработана специальная анкета и инструкция к ее заполнению, включавшая вопросы, отражающие социальное происхождение, производственный стаж опрошенных, их связи с землей, участие в производственной и общественно-политической жизни. Анкета впоследствии использовалась Госпланом при проведении переписи на ряде промышленных предприятий.

В течение тех лет были проведены обследования на заводе «Серп и молот», фабрике «Трехгорная мануфактура». Они осуществлялись силами фабрично-заводского актива под руководством работников комиссии и предприятия, трех инструкторов Госплана.

Отчеты в ходе переписи обсуждались на заседаниях бюро и пленумов парткомов, завкомов, на цеховых и общих собраниях рабочих. Всего было опрошено до 90% работающих на этих предприятиях. Кроме переписи для изучения текучести рабочей силы на специальной выборке были изучены все ушедшие и уволенные рабочие за несколько месяцев.

В 30-е гг. появились интересные статьи, например Маркуса Б. Л. «К вопросу о методах изучения социального состава пролетариата в СССР», где была предпринята попытка выявить основные социальные слои рабочего класса в переходный от капитализма к социализму период. В том же ряду статьи М. Авдеенко «Сдвиги в структуре пролетариата в первой пятилетке» и М. И. Гильберта «К вопросу о составе промышленных рабочих СССР в годы гражданской войны».

Между тем дискуссии в общественных науках приобретают острую политическую окраску. Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 января 1931 г. «О журнале «Под знаменем марксизма» ученым-обществоведам инкриминировались две наиболее важные ошибки: во-первых, недостаточное внимание к проблемам разработки ленинского этапа развития марксистской философии и, во-вторых, недостаточно критичное отношение к антимарксистским и антиленинским установкам в философии, в общественных и естественных науках. Социология была объявлена «буржуазной наукой», и лишь только в 50-е гг. появились возможности для ее развития.

После более чем двадцатилетнего перерыва, начиная со второй половины 50-х гг., появляется ряд работ с анализом численности, состава и источников пополнения рабочего класса на разных этапах развития советского общества.

Главное внимание в них уделялось составу рабочего класса (по определенным признакам). Подробно разработаны были проблемы взаимоотношения классов при социализме, но, как отмечал О. И. Шкаратан, не исследовались проблемы воспроизводства классов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)