Составные части конфликта

КТО ЖЕ ЗАХОЧЕТ ВСЕОБЩЕГО РАЗЛАДА?

Вот основное допущение, на котором базируется убеждение, что люди – существа социальные и, как таковые, стараются уживаться с другими – с другими людьми, с другим мировоззрением.

Однако это убеждение будет немедленно поколеблено, начни мы более или менее обстоятельный анализ жизни.

Способность “уживаться” – отнюдь не неотъемлемое свойство нашей натуры, для нас скорее характерно стремление к противоборству, желание поступать по-своему. За тысячи лет появилось множество механизмов, позволяющих нам управлять другими во имя наших целей.

ИСКУСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ

Описываемая здесь концепция управления исключает применение акций грубых, жестких или жестоких – таких, как физическое насилие, прямое принуждение. Эта книга о том, как более искусно применять средства управления, принятые обществом, получившие его одобрение и благословение.

Приемам не учатся в полном значении этого слова. Наиболее искусные в использовании средств управления зачастую прибегают к ним бессознательно, а те, кем управляют, не понимают, почему они реагируют на происходящее и поступают так, а не иначе.

УПРАВЛЯЮЩИЙ И УПРАВЛЯЕМЫЙ

Интересно отметить, что существует определенный промежуток времени, на протяжении которого индивидуум может выбирать между ролью управляющего и управляемого. Мы надеемся, что мысли, изложенные в этой книге, помогут читателю так построить свое поведение, что он сам будет решать, какую роль выбрать, как войти в эту роль, как оценить, насколько он в ней эффективен.

В соответствии с объявленной темой книги примем, что большинство читателей заинтересованы в развитии тех способностей, что позволяют управлять, а не быть управляемыми.

Вот мы и подошли к тому, что можно назвать “механизмом управления”. Если вы намерены избегать пинков кенгуру, прежде всего подумайте, как опережать в планировании. Для этого есть множество способов, среди них два совсем простых: надо знать, чего вы хотите достичь, и определить шаги к достижению цели.

ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ ТОГО, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ ДОСТИЧЬ

Только, пожалуйста, не толкуйте эту формулировку широко – речь не идет о цели всей жизни. Формулировка такой цели – дело очень непростое, цель меняется на протяжении жизни – и слишком далека от того, чем мы заняты ежедневно. Это широкая концепция – оперировать ею невозможно. Помните: даже путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Формулируя то, чего вы хотите достичь, имейте в виду один-единственный шаг, а не весь путь. Определите, чего вы хотите достичь именно сейчас, именно этим единственным контактом, именно этой встречей, именно этим разговором.

ЧЕТКО ФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ

Прежде чем состоится контакт, вы должны решить: что именно вам нужно. Потом, в очень простых выражениях, четко и ясно сформулируйте свое желание так, чтобы можно было однозначно определить: добились ли вы успеха.

Это позволит извлечь из происшедшего уроки.
Рассмотрите приведенные ниже примеры. В аналогичных ситуациях вы добьетесь большего успеха, если заранее решите, какой исход желателен для вас:

  • “Хочу, чтобы он ответил “да” на мою просьбу”.
  • “Хочу, чтобы она ответила “нет” на его просьбу”.
  • “Мне необходимо поменять место в зрительном зале”.
  • “Мне нужно на другой рейс”.
  • “Мне необходимо, чтобы зубной врач принял моего ребенка в субботу”.
  • “Хочу, чтобы он переделал работу без дополнительной оплаты”.
  • “Хочу, чтобы она оказала финансовую поддержку моему проекту”.
  • “Хочу, чтобы он нанял меня для этой работы”.

Конечно же, конкретные формулировки диктуются обстановкой, но суть остается неизменной. Если вы совершенно четко не сформулируете ваше желание, вы никогда не будете знать, как оно воплощается. Кроме того, потерпев неудачу в какой-либо ситуации и не имея точной формулировки, вы не сможете определить, что же было сделано неверно. Поэтому, сложись снова такая же ситуация, вы не будете знать, как корректировать свое поведение.

Многие люди довольно смутно представляют себе, чего же они ждут от происходящего, и бывают разочарованы, когда случается не совсем то, что они имели в виду. И сразу же впадают в отчаяние, не понимая, что препятствие – это еще не провал. Препятствия вызывают задержку, требуют смены тактики, но они преодолимы, если разобраться в их сути.

ВЫБИРАЙТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ХОДОВ, ВЕДУЩИХ К УСПЕХУ

Уяснив необходимость заблаговременной точной формулировки желаемого исхода ситуации, вы должны понимать, что иногда для успеха может потребоваться многоходовая стратегия. При таком планировании, когда последовательно выбираются промежуточные малые цели, складывается логическая цепочка, позволяющая избежать неудачи из-за переоценки сил.

Создавая многоходовую стратегию, мы придерживаемся старой мудрой пословицы: не будешь ползать – не научишься ходить. Для достижения больших целей нужно пройти намеченным многоэтапным путем, двигаясь от цели к цели, иначе успеха не будет.

Осваивая этот метод использования Механизма Управления, будьте готовы и к трудностям, и к легким психологическим травмам. Глубина и продолжительность освоения будут зависеть от вашей установки. Овладение этой новой манерой действий само по себе требует многоходовой стратегии.

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ: ВЗРОСЛЫЙ, БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК?
Этот процесс очень похож на тот, который каждый проходит, превращаясь из ребенка во взрослого. При этом переходе не избежать периода трудного, сумбурного периода крушений и разочарований, периода, именуемого юностью.

Сколько времени длится юность, определяется многими факторами, такими, как ваши культурный уровень, социальное положение, пол, национальная принадлежность и прочее. Но, сколько бы юность ни длилась – много ли, мало ли, – без нее взрослый не состоится – только большой ребенок.

Проанализируйте собственное поведение, поведение других людей, с кем приходится иметь дело, – и вы увидите немало примеров поведения, характерного для больших детей. Это открытие, несомненно, поможет вам в овладении стратегией управления. Имеешь дело с ребенком – нужна одна тактика, со взрослым – другая. Заметили у своего оппонента симптомы большого ребенка – воспользуйтесь этим. И не тратьте времени на “детскую” тактику, если перед вами взрослый не только по возрасту.

Интересна ситуация, когда ваш оппонент – не ребенок, не взрослый, когда он проходит какой-то этап юности. В этих обстоятельствах будьте готовы к поведению нелогичному, иррациональному.

У юношеского поведения свои черты, но не позволяйте себе реагировать подобным же образом. Юнцы, вступившие в конфликт, тратят много времени и энергии на выяснение отношений, почти не продвигаясь в поисках рационального выхода из ситуации.

Поэтому при разногласиях с подростком будьте готовы идти к согласию окольным путем. Когда вы определили, чего вам нужно добиваться, можно позволить себе окольный путь, – ведь вы знаете, куда идете. Ваши шансы превосходны, для вашего же оппонента, не пользующегося целевым алгоритмом, вероятность проигрыша – в ситуации, когда он действует бесцельно, – намного выше.

Ну а когда проигрывает ваш оппонент – выигрываете вы! Потому что у вас есть место назначения, вы определяете курс, делаете нужные поправки. Короче говоря, вы управляете!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)