Соотношение понятий функция и обеспечение

Слово «функция» — латинского происхождения, означает «круг деятельности». Обычно функцией называют часть, сторону, элемент, этап любой социальной деятельности. Она выступает как совокупность действий гражданского служащего для достижения необходимой подцели в рамках более широкой целенаправленной деятельности.

Функции являются специфическими частями управленческой деятельности, которые в совокупности образуют гражданскую службу (административное управление) как таковое.

Разные авторы достаточно по-разному анализируют характер и количество функций государственной (гражданской) службы.

В чем-то их мнения совпадают, но по большей части они высказывают достаточно противоречивые взгляды. Например, А.Ф. Ноздрачев указывает на пять функций государственной службы: правоприменительная, правотворческая, правозащитная, регулирующая, организационная.

Н.М. Казанцев называет тридцать семь подобных функций, среди которых охрана суверенитета и защита прерогатив Российской Федерации, контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов, мониторинг правовых и политических проблем осуществления Конституции и федеральных законов,
оценка степени необходимости внесения поправок и изменений и др.

Ю.Н. Старилов выделяет около двух десятков аналогичных функций:

  • общие — регулирующая, принуждения, обеспечительно-восстановительная, организационная, правосоздающая (правотворческая), контроля;
  • основные — информационного обеспечения, прогнозирования и моделирования, планирования, организации, распорядительства, руководства, координации, контроля, регулирования;
  • в сфере обороны;
  • в сфере экономики и социально-культурного строительства;
  • вспомогательные;
  • специальные.

Если говорить по существу, то в принципе каждый государственный служащий должен иметь свою особенную функцию. И в целом государственную службу можно охарактеризовать как совокупность конкретных функций всех государственных служащих.

Как известно, в стране проводится административная реформа.

Правительственная комиссия вес функции государства разделила на три группы: «избыточные», «дублирующие» и «необходимые».

Всего она насчитала 5800 функций, их которых на начало 2004 г. 800 — признаны избыточными, 350 — дублирующими и более 500 — требующими сокращения масштабов исполнения.

Над остальными функциями предложено поработать в процессе дальнейших реформ. Анализ функций гражданской службы показал запущенность нашего государственного управления.

Через функции гражданской службы обеспечиваются необходимые потребности государственной власти. Согласно СИ. Ожегову, «обеспечить» — значит «сделать возможным, действительным, реально выполнимым».

Через информационное и организационное обеспечение гражданская служба делает себя необходимым инструментом государственного управления, той структурой, которая должна гибко реагировать на все сложности социальной жизни.

Как известно, информация — это совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также внешней среды. Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. В социальной жизни она является средством коммуникации между людьми, а в социальном управлении — средством воздействия на людей.

Роль информации в процессе управления противоречива. С одной стороны, с усложнением общества растет информация о нем, что создает трудности в управлении, а с другой — по мере увеличения объема организованной (упорядоченной) информации увеличиваются возможности совершенствования управления.

Следовательно, информация дает лишь сведения о внешних предметах независимо от формы их представления. Данное понимание зафиксировано в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в стране в 1995 г.

Классификация (или структурирование) информации может быть проведена по следующим основаниям:

  • содержанию управляемых подсистем: политическая, экономическая, организационная, социальная, технологическая;
  • источникам получения: познающая, оценивающая, целеполагающая, нормирующая, запоминающая;
  • форме передачи: визуальная, аудиоинформация, аудиовизуальная;
  • форме представления: цифровая, буквенная, кодированная;
  • механизмам получения: внутренняя, внешняя;
  • роли в процессе управления: отчетная, статистическая, контрольная;
  • степени обработки: первичная, производная;
  • времени представления: постоянная, оперативная;
  • возможности использования: полезная — неполезная, избыточная — недостаточная, истинная — ложная.

В литературе нередко информационное управление сводят единственно к познанию и оцениванию, т.е. получению знаний и оценок.

Однако это не соответствует реальному положению вещей. Информация включает не только знания и оценки, но также цели, нормы и память людей. Информационное обеспечение гражданской службы — это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем используются в государственном управлении, в социальной практике.

В современных условиях информационное управление дифференцируется на два уровня — на обыденное и профессиональное.

Интересно
Основное различие между ними сводится к тому, что обыденное информационное управление осуществляется всеми людьми, тогда как профессиональное — это обязанность специально подготовленных работников. Гражданская служба естественно проходит в основном на профессиональном уровне.

В связи с этим она осуществляет информационное обеспечение государственной деятельности, которое реализуется посредством таких видов, как аналитическая, экспертная, целевая, нормативная и документационная.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)