Содержание и цели проектного управления

Считается, что слово «проект» (project) происходит от латинского projacere – продвигать что-то вперед.

Под проектом в российском менеджменте понимается совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки:

  • четкие конечные цели,
  • установленные сроки начала и окончания проекта,
  • известная степень новизны целей и условий реализации.

Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты. Наиболее популярное определение, данное американским Институтом проектного управления, трактует проект следующим образом: «проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов».

Управление проектами – это область управления, охватывающая те сферы деятельности компании, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях, касающихся сроков, бюджета и характеристик ожидаемого результата.

Проектный менеджмент отличается разнообразием и уникальностью выполняемых задач, и высоким уровнем риска. На период работы над проектом из персонала организации и из внешних исполнителей формируются временные проектные команды.

Наибольшее внимание уделяется процессам управления проектами в следующих функциональных областях:

  • управление предметной областью проекта, а именно содержанием и границами, которое включает в себя определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта (в сфере информационных и коммуникационных технологий эту деятельность называют управлением конфигурацией);
  • управление проектом по временным параметрам – разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; определение последовательности их выполнения, а также продолжительности и расписания работ, контроль изменений календарного плана проекта;
  • управление стоимостью проекта – определение видов и количества ресурсов, необходимых для осуществления проекта; определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменений бюджета;
  • управление качеством – определение стандартов качества по проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятий по обеспечению качества; контроль качества;
  • управление персоналом – распределение полномочий, ответственности и отношений субординации персонала проекта; построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор и улучшение проектной команды и персонала, задействованного в реализации проекта;
  • управление коммуникациями – определение источников и потребителей информации внутри и вне проекта, сроков, периодичности и способов предоставления и доставки информации; управление процедурами распространения информации в ходе реализации проекта;
  • управление контрактами – определение требуемых товаров и услуг, потенциальных поставщиков, поддержание формализованных отношений с поставщиками;
  • управление проектными отклонениями включает в себя:
  • управление рисками – выявление факторов, которые могут повлиять на проект; определение зависимостей возможных результатов проекта от наступления ситуаций риска; разработка методов управления рисками; планирование, реализация и контроль противорисковых мероприятий;
  • управление проблемами – выявление возникающих вопросов (технических, функциональных и др.), их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;
  • управление изменениями – выявление изменений ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта.

Проекты могут быть направлены на реализацию тех или иных изменений внутри организации, например, разработка новых видов продукции, внедрение новой автоматизированной системы, или во внешнем окружении, например, проведение маркетинговой кампании, расширение сфер бизнеса.

Можно выделить следующие типы проектов:

  • проекты организационного развития (реорганизация компании, внедрение новых систем и технологий, и т.п.);
  • проекты развития бизнеса (выпуск новых видов продукции или услуг, выход на новые рынки);
  • проекты по улучшению инфраструктуры (плановые ремонты, замена оборудования).

В управлении проектами используется термин «проектный треугольник» – project management triangle или «тройное ограничение проекта» (см. рис. 1). Мартин Барнс предложил эту концепцию в 1969 году.

Суть её заключается в том, что качество выполнения проекта зависит от соблюдения трёх основных параметров – бюджета, сроков выполнения и содержания работ проекта, при этом менеджер проекта должен находить баланс между указанными ограничениями. Изменения в одном ограничении требуют изменения в других, чтобы компенсировать нехватку ресурсов или качество проекта будет страдать.

Содержание и цели проектного управления

Область охвата проекта – это его содержание, которое можно представить в виде перечня работ по проекту, которые нужно выполнить, чтобы достигнуть целей проекта и получить запланированные результаты.

Для некоторых проектов содержание описывают в виде совокупности документов, например, видение проекта, техническое задание на проект и т.д. Содержание проекта определяется, исходя из его целей. На основании этого устанавливаются результаты проекта и требования к ним, а также список работ по проекту.

Качество – это степень соответствия результата требованиям к нему. Таким образом, качество результатов проекта тесно связано с содержанием проекта, в котором описаны требования к результатам. Чем точнее описано содержание проекта, тем проще спрогнозировать сроки и бюджет проекта.

Если меняется одна из сторон треугольника, руководителю проекта и заказчику приходится балансировать две другие стороны треугольника, выбирая, что важнее для проекта – срок, содержание, качество или бюджет. Если заказчик пытается на старте проекта зафиксировать все три параметра проектного треугольника, то он таким образом передаёт руководителю проекта все риски, связанные с изменениями в проекте. Поэтому руководитель проекта должен закладывать резервы времени и денег на изменения.

Руководство PMBOK использует альтернативную модель тройного ограничения, в которой перечислены шесть ограничений, состоящих из двух перекрывающихся треугольников в форме шестигранника (см. рис. 2). Объем (scope) ограничен бюджетом (budget) и графиком / расписанием (schedule), а качество обеспечивается за счет управления рисками (risk) и ресурсами (resources).

Содержание и цели проектного управления

Изменение требований к проекту или целей проекта может обуславливать дополнительные риски, которые в свою очередь, могут повлиять на содержание проекта, сроки или бюджет проекта. Ограничения по ресурсам (люди, материалы, оборудование, текущие активы) оказывают значительное влияние на сроки выполнения работ, но могут повлиять и на бюджет проекта.

Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Процесс целеполагания является неотъемлемым элементом управления. Существуют несколько методик целеполагания.

Наибольшее распространение получила методика SMART (с англ. «умный»), авторство которой приписывают Питеру Друкеру, в соответствии с которой цели проекта должны быть: конкретными (specific); измеримыми (measurable); достижимыми (achiеvable); значимыми (relevant); соотносимыми с конкретным периодом времени (time bounded).

В последние годы появились расширенные трактовки SMART-критериев, где традиционная постановка дополняется двумя новыми критериями, позволяющими повысить вероятность достижения цели и сделать методику постановки целей еще более умной (smarter – с англ. «еще умнее»):

  • наличие обратной связи через оценку (evaluated – оцененный) – означает оценку руководителем проекта степени приближения к цели на каждом этапе ее достижения;
  • возможность и необходимость периодической корректировки цели (reviewed – пересматривать) в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями реализации проекта.

Сбалансированная система показателей (ССП, BSC – Balanced Scorecard) – это концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроля их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами.

BSC разработана в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном. На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через ключевые показатели эффективности, в не совсем точном переводе, который прочно закрепился в русском языке.

В изначальном английском варианте – Key Performance Indicator (KPI), что означает и буквально, и по смыслу «ключевые показатели деятельности», которые включают далеко не только показатели эффективности.

Эти показатели являются измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте BSC является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления, переводя стратегию на уровень операционной деятельности компании.

Правильное применение данного инструмента позволяет решить следующие задачи:

  1.  Установить конкретные параметры стратегических целей с их численными значениями – KPI, причинно-следственные связи между целями, связи между стратегическими показателями, сроки достижения стратегических целей;
  2. Распределить ответственность за достижение стратегических целей между должностными лицами компании;
  3. Определить инструменты достижения стратегических целей.

Даже при наличии в компании специализированного подразделения разработка системы показателей может занять более двух месяцев, при этом требуется серьезный контроль качества результатов. Стратегия проекта должна вырабатываться на самой первой стадии его осуществления, быть комплексной и охватывать все основные аспекты его реализации. По мере разработки проекта стратегия должна обновляться и пересматриваться.

Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов:

  1. Анализ ситуации – изучение стратегий завершенных проектов-аналогов, а также факторов внешней и внутренней среды;
  2. Оценка альтернатив и окончательный выбор стратегии – соответствие стратегии проекта целям долгосрочного развития предприятия; согласование целей и возможностей участников проекта; учет интересов сторон, не принимающих непосредственного участия в проекте, но на которые проект может оказывать прямое воздействие;
  3. Реализация и контроль стратегии проекта – исполнение стратегии всеми участниками проекта, а также ее корректировка в зависимости от изменившихся условий и целей хозяйствования.

Бизнес-модель Остервальдера или Business Model Canvas – это специальный инструмент, который позволяет представить ключевые аспекты деятельности компании, проекта или идеи в одной схеме, состоящей из девяти блоков ключевых элементов бизнеса (см. рис. 3).

Содержание и цели проектного управления

В центре модели расположены ценностные предложения. Левая часть модели характеризует деятельность, направленную на реализацию ценностного предложения: каковы основные виды деятельности, какие необходимы ресурсы, как и с кем выстраиваются партнерские отношения. Из этой информации формируется структура издержек.

Правая часть модели отвечает за ценности: кто является потребителями и как их сегментировать, как выстраивать взаимоотношения с клиентами и какие каналы сбыта использовать, чтобы донести до покупателей информацию о ценностях. Это определяет потоки доходов.

Бизнес-модель Остервальдера и ответы на вопросы по окружающей экосистеме помогают лучше понять бизнес, способствуют эффективной оценке проектов и принятию стратегических решений. Работа по такой схеме возможна как для новых проектов, так и для множественных бизнес-моделей, существующих или появляющихся при росте бизнеса и открытии новых направлений деятельности.

Типичные ошибки при постановке целей:

  • игнорирование стратегических целей (увеличение доли рынка, улучшение качество продукции или услуг, забота о репутации компании, повышение стоимости компании) в пользу тактических;
  • негативная формулировка цели, что способствует возникновению большого количества запретов и сковывает инициативу сотрудников;
  • размытая формулировка цели приводит к её недостижимости;
  • несогласование руководителем компании целей с руководителями подразделений;
  • заявленные цели не отвечают реальности.

Проектный подход к организации достижения целей позволяет:

  1. Найти значимые для компании и достижимые в планируемый срок цели;
  2. Выявить потребности и эффективно распределить ресурсы;
  3. Наладить сотрудничество исполнителей в рамках проекта;
  4. Выполнять оперативный контроль достижения целей, определять негативные тенденции и своевременно их устранять;
  5. Повысить ответственность проектной команды за результат проекта.

Успех проекта зависит от реализации запланированных результатов в срок и в рамках бюджета, что соответствует заявленным требованиям заказчика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)